Русский музей привёз в Тулу 65 «ЖЕНЩИН»
20 июня 2025 08:22

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Полины Большаковой
В Тульском Фонде искусств открылась выставка «Её Величество Женщина»: 65 портретов, созданных художниками XVIII–XX веков, из крупнейшего собрания отечественного искусства – Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).
Средь шумного бала…
Это действительно исключительный по масштабу проект: в списке авторов – известные мастера русской и советской живописи: Аргунов, Рокотов, Боровиковский, Венецианов, Крамской, Ге, Мясоедов, Репин, Суриков, Ярошенко, Нестеров, Петров-Водкин, Фешин, Серебрякова, Остроумова-Лебедева, Малевич, Филонов, Самохвалов, Моисеенко…
Среди работ – настоящие шедевры. Некоторые никогда ранее не покидали «домашние» стены.
Но уникальность выставки не только в этом: пожалуй, впервые три века истории России представлены в женских образах. Портреты императриц и крестьянок, барышень-курсисток и монахинь, дам эпохи декаданса и молодых строительниц коммунизма… На протяжении трех столетий социальный статус женщины и представление о ее месте в мире менялись, а вместе с ними менялись идеалы красоты и мода. И все-таки есть нечто общее в женских портретах художников разных эпох и стилей – восхищение моделью и попытка разгадать ее тайну…
Экспозиция разместилась на двух этажах Фонда искусств: на втором – работы, написанные в XVIII–XIX веках, на третьем – в первой половине и середине XX столетия. На стендах над картинами – едва проступающие строки из произведений отечественных поэтов, посвященных, конечно же, им – женщинам.
Одно из самых ранних полотен – портрет баронессы М. Я. Строгановой, статс-дамы Екатерины I и Анны Иоанновны, созданный Романом Никитиным (братом Ивана Никитина – первого русского художника новой исторической эпохи) между 1721-м и 1724 годами. К вороту платья Строгановой прикреплен миниатюрный портрет Петра I, им же и пожалованный. Еще один шедевр – портрет графини М. А. Воронцовой, немолодой дамы с открытым и одухотворенным лицом. Он принадлежит кисти Фёдора Рокотова – первого отечественного живописца европейского уровня.
А это уже 30-е годы XIX века: «Купальщицы» Алексея Венецианова и «Крестьянка кормит ребенка из рожка» Никифора Крылова, одного из первых учеников венециановской школы. Простые русские женщины на этих полотнах изображены с такой любовью и восхищением, что кажутся героинями библейских мифов.
Еще одна красавица, но уже из высшего света Российской империи, – графиня А. С. Шереметева в роскошном бальном платье на портрете Христины Робертсон, английской художницы, которая работала в Санкт-Петербурге в царствование Николая I. Над этим портретом начертаны пушкинские строки: «Средь шумного бала, случайно…» Рядом – изображение очаровательной княгини А. П. Гагариной, урождённой Лопухиной, работы Владимира Боровиковского, самого известного представителя сентиментализма в русской живописи на рубеже XVIII и XIX веков.
«Также и в лице сходство есть»
В центре экспозиции – парадный портрет Екатерины II, написанный Иваном Аргуновым. Вот это воистину – «Её Величество Женщина».
Портрет Екатерине понравился. «Работа и идея хороша, – писала она, – также и в лице сходство есть, а более нижняя часть лица похожа... »
В XIX веке в России появляются первые художницы – талантливые, профессиональные, сделавшие вполне успешную карьеру. На картине Екатерины Хилковой 1855 года изображено занятие в женском отделении Петербургской рисовальной школы: большой светлый класс, юные дамы старательно учатся азам мастерства… Рядом мы видим результат подобного рода обучения – триптих Марии Башкирцевой «Три улыбки»: с этих картин зрителю улыбаются ребенок, девочка и девушка.
Здесь много блистательных работ: два портрета Юлии Маковской написаны ее мужем, самым знаменитым салонным портретистом второй половины XIX века Константином Маковским; идиллическая жанровая сценка Григория Мясоедова «Поздравление молодых в доме помещика» типична для реалистической живописи шестидесятых годов; оперную певицу Елизавету Лавровскую лидер Товарищества передвижников Иван Крамской изобразил в полный рост, в концертном платье, у рояля, а на заднем плане – оркестр, с которым она выступает; Поликсена Стасова, супруга известного юриста, предстает на портрете нашего национального гения Ильи Репина; портрет Екатерины Ге с сыном создан Николаем Ге, известным в первую очередь своими историческими и библейскими полотнами; «Сибирячка» Василия Сурикова – один из немногих портретов кисти величайшего исторического живописца…
Умиление злых сердец
Вторая часть выставки – XX век. Совершенно иная стилистика и иные женские образы.
Русский авангард представлен работами Давида Штеренберга «Тётя Саша» и портретом жены художника Надежды Штеренберг, которые написаны в его неповторимой и узнаваемой манере. Любимая супруга Наталья Андреевна послужила моделью и для создателя супрематизма Казимира Малевича. Но, согласитесь, как далек этот по-своему трогательный женский образ от всемирно известного «Чёрного квадрата».
В экспозиции – три работы Кузьмы Петрова-Водкина: «Девушка у окна», «Берег. Купальщицы» и знаменитая «Богоматерь Умиление злых сердец». Написанная в 1914–1915 годах, во время Первой мировой войны, она стала своего рода откликом мастера на трагические события времени. Небольшое по размерам полотно по своему содержанию, масштабу и степени эмоционального воздействия поднимается до монументальных высот.
Анна Остроумова-Лебедева из «Мира искусства» изображает себя на автопортрете у мольберта. Женщина за работой – важная тема в живописи первой половины XX века. «Гладильщица» Александра Шевченко, участника «Ослиного хвоста» и «Союза молодежи», – один из таких образцов, характерных для искусства первых лет Советской власти. Александр Самохвалов, типичный представитель сталинского соцреализма, создал целую серию портретов советских женщин разных специальностей. На выставке можно увидеть «Работницу-строителя» 1934 года.
Представлены здесь и портреты очень известных женщин – поэтессы Анны Ахматовой, балерины Галины Улановой, актрисы Аллы Тарасовой...
«Её Величество Женщина» – это не только уникальный шанс увидеть шедевры отечественной живописи, но и возможность вглядеться в лица женщин, которые навсегда останутся молодыми и прекрасными благодаря мастерам кисти, которым они позировали…
Выставка продлится до 7 сентября.