РСЗО Г.А. Денежкина на страже мира

Назад

28 января 2022 07:10

 0

Фото: архив

28 января исполняется 90 лет со дня рождения Геннадия Алексеевича Денежкина – генерального конструктора АО «НПО «СПЛАВ» им. А.Н. Ганичева». Он, к сожалению, не дожил до этой даты, знаковой для многих его коллег-оборонщиков по всей России и, конечно, для туляков.

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии РФ, кавалер двух орденов Ленина и орденов «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, заслуженный конструктор РФ, доктор технических наук, академик РАРАН, почетный гражданин г. Тулы и Тульской области, почетный доктор Тульского государственного университета, автор более 300 работ и изобретений. Вся жизнь Геннадия Алексеевича связана со «СПЛАВОМ».

Сначала это был п/я-18, где студент Тульского механического института Денежкин проходил преддипломную практику вместе с товарищами. Консультантами по дипломному проектированию стали известные специалисты отрасли А.Н. Ганичев, В.Н. Рогожин, В.Н. Марьин, К.Д. Ганов, П.А. Демьянов. Понятно, что и дипломная работа была по тематике предприятия, и распределение соответственно туда же. В то время п/я-18 занимался разработкой, конструированием и отработкой техпроцесса изготовления гильз.

В 1959 году по результатам конкурса «ящик» № 18, ставший уже НИИ-147, получил заказ на изготовление реактивного снаряда с использованием основных корпусных деталей по гильзовой технологии. Главным конструктором был Александр Никитович Ганичев, а Геннадия Алексеевича Денежкина назначили ведущим инженером. В своём направлении они были первыми – над разработчиками не довлели авторитеты, но и помощи попросить тоже было не у кого. Не было и права на ошибку – многие сомневались тогда в целесообразности проекта.

Результатом напряженной работы стала легендарная уже пусковая система «Град». А Г.А. Денежкин стал лауреатом Ленинской премии. Звезду Героя ему дадут позже – за разработку РСЗО «Смерч» и целый комплекс работ. И когда после ухода Ганичева Геннадий Алексеевич стал главным конструктором НПО «СПЛАВ», никто даже не удивился. Тем более что ни о ком другом речь изначально даже и не шла.

Во-первых, он умел сплотить вокруг себя людей творческих, живущих своим делом, ставящих себе высокую планку и неустанно стремящихся к её преодолению. Умел, потому что сам был таким же. Второй талант Денежкина заключался в том, что среди вороха идей и предложений он умел выбрать главное и, как потом всегда оказывалось, единственно верное решение. Но при этом чрезвычайно высоко ценил компетентность своих товарищей и уважительно относился к их инициативам – всегда и всех выслушивал внимательно и до конца. А кроме того, Геннадий Алексеевич был высочайшего уровня дипломатом: мягкий и интеллигентный в общении и с высшими министерскими чинами, и с рабочими на производстве, он твёрдо отстаивал то, во что верил, и защищал интересы родного предприятия, отрасли. Безукоризненная вежливость сочеталась у него с безусловной требовательностью. И каждый слесарь на производстве знал: если генеральный конструктор обращается к тебе по имени, то всё в порядке, но если в ход идёт имя-отчество полностью, это повод задуматься о том, где ты накосячил.

Он сам до последнего ездил на испытания, легко переносил тяготы полевой жизни и никогда не принимал для себя особых условий, как Герой социалистического труда и прославленный конструктор, разработки которого были приняты на вооружение в десятках армий мира. Вообще отличался невероятной скромностью и демократичностью взглядов.

Свою семью – жену, детей, внуков Геннадий Алексеевич любил беззаветно и трепетно заботился о каждом. Но, как вспоминала позже Нонна Михайловна, просить ни за кого не ходил – так уж был воспитан. Да ведь и за него тоже никто не хлопотал. А ещё он любил цветы, особенно розы – это был предмет его неусыпных забот на даче.

Все, кому повезло работать с Г.А. Денежкиным, отмечают, что он был мудрым наставником, общительным человеком – буквально душой хорошей компании. И конечно, добрым товарищем и верным другом. Вот каким помнят Геннадия Алексеевича руководители тульских предприятий.

В. М. ЛИСКИН, председатель Совета директоров АО «Тулаточмаш», генеральный директор АО «Тренажёрные системы»:

– Мы с Геннадием Алексеевичем Денежкиным – люди одного поколения, и многие годы работы связывали нас поиском ответов на главные вопросы для оружейников – повышения обороноспособности страны. Особенно тесно мы сотрудничали с Геннадием Алексеевичем во время моей работы в Москве, в Министерстве оборонной промышленности, где я возглавлял главк. Это было в конце 1980-х – начале 1990-х годов – непростой период перестройки и вхождения в непредсказуемую рыночную экономику. Тогда самым главным для предприятий оборонного комплекса было не уйти в экономический кризис, суметь сохранить профессиональный костяк коллективов, найти заказы.

Г.А. Денежкин как главный конструктор и заместитель директора НПО «СПЛАВ» очень многое делал для разработки, проведения опытно-конструкторских работ, испытаний и постановки на производство реактивных систем залпового огня, пользующихся спросом на мировом оружейном рынке, а также – для организации серийного выпуска РСЗО различных модификаций. Совместно мы определяли возможности по запуску систем в производство, по объемам поставок изделий заказчикам внутри страны и за рубежом. Решать такие вопросы в условиях конверсии было непросто. Но всегда, даже в самых сложных ситуациях, Геннадий Алексеевич не отступал от позиций, важных его родному предприятию, от принципов патриотизма и интересов страны.

Мне импонировали в Г. А. Денежкине умение отстаивать свою точку зрения, его потрясающая компетентность, творческий подход к решению задач любого уровня сложности. Эти качества в сочетании со спокойной рассудительностью, железной логикой, тактикой большого учёного и талантливого конструктора помогали Геннадию Алексеевичу реализовывать задуманное во благо НПО «СПЛАВ», обороноспособности России.

Считаю, что интеллигентность, высокая культура в отношениях с людьми, преданность делу позволили Геннадию Алексеевичу плодотворно работать на равных в связке с легендарными директорами НПО «СПЛАВ», талантливыми управленцами, учёными-разработчиками с мощнейшей харизмой – А. Н. Ганичевым и Н. А. Макаровцом. Союз оружейников от Бога давал новые мощные импульсы для развития предприятия даже в самые сложные для экономики России времена. И очень хотелось бы, чтобы традиции, заложенные этими людьми, продолжались, а заданная ими высокая планка эффективности работы предприятия не снижалась.

Е. А. ДРОНОВ, Герой Труда РФ, генеральный директор АО «АК «Туламашзавод»:

– Сегодня мы вспоминаем Геннадия Алексеевича Денежкина – выдающегося ученого, конструктора и организатора, человека многогранного и щедрого таланта. Разработками и изобретениями в области вооружений и военной техники Геннадий Алексеевич внес огромный вклад в развитие тульского военно-промышленного комплекса, в укрепление обороноспособности страны. Он был не просто главным конструктором, он был целой эпохой.

Сегодня трудно даже представить, создание скольких образцов вооружения возглавил Геннадий Алексеевич, сколько сложнейших и интересных инженерных вопросов удалось ему решить при проектировании и проведении испытаний на различных этапах, в скольких Государственных комиссиях ему пришлось быть председателем, выписывая путевку в жизнь образцам, равным которым нет в мире. Созданные с его участием реактивные системы залпового огня до сих пор служат надежным щитом рубежей нашей Родины.

Творческие конструкторские способности, умение четко формулировать технические задачи и находить пути их решения позволяли Геннадию Алексеевичу побеждать все трудности. Во многом этому способствовали добросовестное отношение к порученному делу, трудолюбие и замечательные человеческие качества.

Целеустремленный, увлеченный делом, Геннадий Алексеевич всегда подавал пример высокого профессионализма, пользовался большим уважением у коллег. Созданию новых образцов во- оружения, их совершенствованию была посвящена вся его жизнь. Он был настоящим трудоголиком, для него не существовало времени суток, отпусков, выходных и праздничных дней, если того требовала работа. Терпеливо и настойчиво добивался он требуемых результатов, даже если на это уходили годы. Он обладал отличной памятью: до тонкости знал состояние отработки каждого изделия, особенности производства серийных образцов, имена огромного количества людей, участвовавших в создании и серийном производстве изделий. И с людьми разного положения и уровня знаний он умел находить общий язык; внимательно и уважительно относился как к сотрудникам «Сплава», так и к работникам смежных предприятий. Он умел в каждом вопросе выделить главное, пытался понять доводы каждого, а затем находил оптимальное решение. Его отличала хорошая техническая интуиция, основанная на колоссальном опыте и отличном знании предмета. В сложных обстоятельствах сохранял выдержку, не поддавался эмоциям, искал не виновных, а выход из ситуации.

Геннадий Алексеевич никогда не кичился своими званиями и наградами, хотя у него их было большое количество, льготами и привилегиями не пользовался. Давая поручения, он не приказывал, а просил.

Для меня Геннадий Алексеевич всегда был образцом для подражания. Человек безграничной души, огромнейшего таланта, скромности, человечности и доброты. Эрудированный, интеллигентный, всегда выдержанный, спокойный, отзывчивый, где надо – тонкий политик. Его доброжелательность, простота и корректность в общении вызывали уважение, притягивали к нему людей. Он располагал к себе, не был высокомерным. В любой компании он был равным среди всех. Знал множество анекдотов и умел мастерски их рассказывать. Его отличало стремление идти навстречу, готовность помочь, будь то просто совет в работе или сложная жизненная ситуация.

Геннадий Алексеевич остается в памяти добрым и глубоко порядочным человеком, с которым несмотря на разницу в возрасте и занимаемой должности можно было иметь простые человеческие отношения.

Светлая ему память!

В. Н. ФИЛИППОВ, генеральный директор АО «Тулаточмаш», первый заместитель председателя Тульского регионального отделения Союза машиностроителей России:

– Сегодня Тула вспоминает выдающегося советского и российского учёного и конструктора в области проектирования реактивных систем залпового огня Геннадия Алексеевича Денежкина. 25 января ему исполнилось бы 90 лет.

Мне посчастливилось знать лично Геннадия Алексеевича, общаться с ним по работе, участвовать в совместном решении задач, стоящих перед предприятиями ОПК. И всегда это общение обогащало меня новыми знаниями, опытом, которыми щедро делился Геннадий Алексеевич. Его мудрость, очень высокий интеллект в сочетании со скромностью, простотой в общении, открытостью притягивали к Геннадию Алексеевичу людей, к нему можно было обратиться как с деловыми вопросами, так и с личными проблемами. Он никогда не отказывал ни в совете, ни в помощи. Был настоящим интеллигентом, человеком с большой буквы, который не кичился ни своими заслугами, ни званиями. А их у него – не перечесть. Самые значимые – Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной (1997 год) и Ленинской (1966 год) премий, почетный гражданин Тульской области и города Тулы, заслуженный конструктор РФ. Г. А. Денежкин награжден двумя орденами Ленина, орденами «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, он – доктор технических наук, академик РАРАН. Тридцать три года он работал генеральным конструктором, первым заместителем директора НПО «Сплав», его вклад в создание и совершенствование РСЗО неоценим. Конструкторская деятельность Геннадия Алексеевича, связанная с разработкой артиллерийских гильз и реактивных систем залпового огня – «Град-1», «Ураган», «Смерч», «Удав» и других, – для обороноспособности страны имеет огромное значение.

Имя Геннадия Алексеевича Денежкина – в одном ряду с легендарными именами тульских оружейников, многие из которых, к счастью, – наши современники. В моём рабочем кабинете в рамках стоят портреты больших учёных и разработчиков прорывных видов оружия – А. Г. Шипунова, В. П. Грязева, Н. А. Макаровца, В. М. Лискина, известных не только в городе оружейников и в России, но и за её пределами, а также выдающихся производственников, руководителей оборонных предприятий В. С. Усова, М. Г. Сидорова, первого директора Тулаточмаша. Есть среди портретов безгранично уважаемых мною людей, которых считаю своими учителями, и фотография Геннадия Алексеевича Денежкина, который для меня всегда служил образцом нравственности.

Дело его живёт, у него много учеников, для которых, как и для Геннадия Алексеевича, главный смысл жизни – защита Отечества и сохранение мира. И это лучшая дань памяти легендарному конструктору.

А. В. ХОМЯКОВ, генеральный директор АО ЦКБА:

– Все знают Геннадия Алексеевича как генерального конструктора, человека величайшей ответственности, большого учёного, автора разработок грозного оружия, аналогов которому нет в мире, Героя Соцтруда, лауреата множества премий. Но я бы хотел в первую очередь отметить душевные качества этого человека.

При колоссальной загруженности, огромной ответственности и сопутствующем всему этому напряжении Геннадий Алексеевич удивительно тепло относился к своим коллегам, даже к тем, кто не был связан с ним общим делом. Мне случалось обращаться к нему, как к старшему товарищу, за советом – Денежкин всегда находил возможность вникнуть глубоко в ситуацию, которая его напрямую и не касалась. Его рекомендации всегда были точными, ёмкими. И, как показало время, обязательно верными. Он охотно помогал, когда надо было отстаивать интересы предприятия в высоких кабинетах, и опыт, который я у него перенимал – в выборе приоритетов, в построении разговора, в умении выслушать оппонента, – был поистине бесценным.

Геннадий Алексеевич всегда откликался, если требовалась его помощь. В случаях, когда на месте проблема не разрешалась, он подключался к процессу, и это было как пропуск к успеху. Г.А. Денежкина, кажется, любили и уважали все без исключения, вплоть до самых высокопоставленных чиновников. И получается, что он таким образом щедро делился с нами своим авторитетом, обаянием…

Но главная ценность общения с Геннадием Алексеевичем для меня не столько в конкретной помощи, сколько в моральной поддержке. Он был удивительно душевно сильный человек, и эта сила словно передавалась его собеседнику. Предстояло, например, принять трудное решение – Геннадий Алексеевич умел замотивировать его необходимость, развеять все сомнения, выровнять все колебания. Он поддерживал в нас уверенность в собственных силах. И, самое главное, делал это совершенно искренне – от всего сердца…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных