Пятницкая против Металлистов
09 июля 2021 07:21

Автор: Антон БЫЧКОВ
Фото: автора
Принцип «всё новое — хорошо забытое старое» и по сей день актуален. С завидной регулярностью звучат предложения о смене устоявшихся топонимов — от одиноких улиц до городов. В определённом смысле это оправданно — те же советы подарили нам массу улиц вроде Марата, Софьи Перовской, Сакко и Ванцетти и прочих неоднозначных личностей с неизвестной большинству горожан биографией. С другой стороны, сейчас они тоже — история.
В ногу со временем
В дореволюционной России название той или иной улицы почти всегда было связано с её, скажем так, назначением либо
Тула, кстати, с её Курковой, Ложевой, Арсенальной, Ствольной и прочими вполне себе такому принципу соответствует как оружейная столица. Между прочим, именно такие топонимы формируют наши представления о городах, создают стереотипы и ассоциации.
Топонимическая традиция, как, впрочем, и многие другие, в начале XX столетия сгорела в пламени Революции. Новая власть создавала новые мифы и идеологию. А чтобы образы народных
Так что идеологическая повестка того времени не оставляла шансов городам, именовавшимся в честь героев прошлого. С карт постепенно, но последовательно исчезли такие слова, как Екатеринодар, Царицын, Екатеринбург и десятки, если не сотни, прочих топонимов.
Про улицы и говорить нечего — они были первыми в списке на «обновление». Под удар попали, понятное дело, церковные наименования. Так, из Тулы пропала Пятницкая, названная так в конце XVI века
Ситуация в Туле не была уникальной — улицы Ленина, Кирова, Калинина и Октябрьская усеяли всю страну. Нематериальное наследие городов от мала до велика стало безликой массой бесконечных проспектов и повторяющихся в каждом городе имён. Новое поколение граждан рождалось и жило, практически утратив эту тонкую связь с прошлым.
Возвращение к истокам
Мир свободы, равенства и братства не простоял и столетия. Бюсты и портреты вождей убрали в кладовки или подвалы, учебники истории переписали, Фурманова и Серафимовича изъяли из школьной программы. А улицы? Улицы по большей части остались. По крайней мере до последнего времени, когда в моду вошли «славное наследие предков» и «возвращение к корням».
В Туле есть удачные примеры возвращения исторических названий. Как вариант — городская клиническая больница имени Д. Я. Ваныкина. В 1924 году ей присвоили имя первого наркома здравоохранения Н. А. Семашко. Но новое имя не стёрло имени создателя первой городской больницы из памяти туляков, а потому возвращение изначального название встретили с энтузиазмом.
Вообще Туле повезло в главном — в советский период она не потеряла своего обаятельного и загадочного имени. Чего не скажешь о её улицах. И вопросы о возвращении им исторических названий возникают периодически. Одну из таких инициатив буквально на днях выдвинул Андрей Колбасинов, предприниматель, создатель проекта современной русской чайной «Нитка», автор концепции сети кофеен «Кофе Культ» и пространства «Искра».
Бизнесмен убеждён, что сохранение старых названий — продолжение работы по формированию исторического облика. В своей программе он акцентирует внимание на том, что современная Тула — бренд, который в данный момент отлично продвигается. Вспомнить хотя бы тот факт, что город вошёл в проект «Большое Золотое кольцо».
— Сейчас разрабатывается программа развития Тульской области на ближайшие пять лет. Я добавил несколько предложений, которые, по моему мнению, смогут улучшить жизнь в моём родном крае.Главным считаю именно восстановление исторической топонимики,— объявил в социальных сетях Андрей.
А что туляки?
По итогам голосования по программе развития Тульской области на ближайшие пять лет инициатива предпринимателя вышла на
— Те, кто выступает против возвращения исторических названий и за сохранение советских названий, просто «укорачивают» историю города на несколько столетий, сводя её к одному только советскому периоду,— считают сторонники предложения.
Высказался по теме и губернатор Тульской области Алексей Дюмин.
— Это очень щепетильная тема. Мне бы хотелось, чтобы мы
Глава региона считает, что для начала этого непростого процесса необходимо начать с
Автор инициативы полагает, что сопротивление некоторых жителей города по большей части основано на мифах о смене документов и о дороговизне процедуры.
— Есть официальные ответы и от налоговой службы, и от МВД, и от Росреестра — ничего, кроме адресных табличек, менять не нужно. Жителям окрестных домов не придётся проходить через бюрократические лабиринты, чтобы менять паспорт. Ровно то же самое относится и к бизнесу, расположенному на предлагаемой улице. Замена документов — право, а не обязанность,— заверил он.
Особое внимание Андрей уделяет вопросу разъяснения тулякам сути его концепции. Он считает, что подобные изменения в жизни города будут на руку не только туристам, которых это привлечёт, но и самим жителям оружейной столицы. Для подобных целей, считает инициатор, нужна проработанная программа работы с населением. Главной проблемой в вопросе он считает то, что ныне живущие люди уже не застали тех старых названий, которые
— Речь идёт о связи поколений. Люди, знающие свою историю, более сплочённые. В нашем городе есть колоссальное количество политических названий, они сталкивают людей между собой. Так и будет продолжаться до тех пор, пока названия будут носить имена спорных фигур из нашей истории. Мы предлагаем людям искренность, исконные топонимы объединяют людей, а не ссорят. К тому же это привьёт тулякам чувство единения с городом, они не будут уезжать из него,— рассуждает бизнесмен.
Как он рассказал «Молодому», сейчас переход идеи в конкретный план действий поставлен «на паузу». Общественный резонанс подтверждает, что тема сложная, и действовать нужно максимально корректно. Уверенно можно сказать, что перед началом воплощения идеи в жизнь создателям предложения нужно кропотливо объяснять свою правоту и доказывать свою точку зрения.
— Здесь, как и в любом деле, есть свои противники. Можно вспомнить аналогичную историю с превращением улицы Металлистов в пешеходную зону. Было точно так же множество дискуссий и шума в соцсетях. Ну а что теперь? Теперь те же люди наслаждаются улицей, гуляют по ней,— завершил свою мысль Андрей Колбасинов.
Тема исторической самоидентичности — одна из самых острых в современном обществе. И вряд ли