Пушки для «летающих танков»

Назад

07 сентября 2021 06:14

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

2 сентября исполнилось 115 лет со дня рождения известного тульского конструктора-оружейника Сергея Александровича Ярцева, одного из создателей авиационной пушки ВЯ (Волкова–Ярцева), которой были оснащены советские самолёты-штурмовики в годы Великой Отечественной войны. В этот день Тульское региональное отделение Союза машиностроителей России организовало для сотрудников предприятий ОПК экскурсию в Музей оружия.

Стремление к знаниям

Тульское РО Союза машиностроителей России регулярно инициирует мероприятия, направленные на популяризацию оружейной истории нашего края и сохранение памяти о жизни и работе легендарных конструкторов. В этом ему помогает плодотворное сотрудничество с Тульским государственным музеем оружия, коллекция которого по праву считается одной из лучших не только в России, но и в мире. В этот раз на экскурсию в музей были приглашены сотрудники АО «Тулаточмаш», ФБУ «ЦСМ», АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова» и его филиала – ЦКИБ СОО.

Сергей Александрович Ярцев (1906–1981) – потомственный оружейник, он родился в Туле в семье рабочего Императорского Тульского оружейного завода. Ярцевы жили трудно, бедно, но родители всё же отдали сына в школу: он очень хотел учиться. Сергею было девять лет, когда он, играя во дворе, неудачно упал, серьезно повредил ногу в суставе, перенес операцию, а потом заболел туберкулезом костей. Мальчик пролежал в постели два года, пока не поправился, – и вновь пошел в школу, на костылях. А еще через год умерла от тифа мама Сергея…

Именно в это тяжелое для семьи время начал складываться характер будущего конструктора. Он решил продолжить учебу. Закончив школу первой ступени, поступил в профшколу при оружейном заводе – здесь он освоил профессии токаря и чертежника-копировщика. А потом устроился токарем в цех, где делали стволы для ручного пулемёта Максима–Токарева. В это время группа ТОЗа, в которую входили легендарные конструкторы П. П. Третьяков и И. А. Пастухов, занималась переделкой пулемёта «максим» в авиационный, и в этой работе активное участие принимал Ярцев. Талант молодого человека был замечен, и его перевели в проектно-конструкторское бюро, где он работал копировщиком, а затем чертежником. Со временем Ярцеву стали доверять разработку отдельных деталей. Новое дело ему очень нравилось, но специального технического образования явно не хватало, и Сергей Александрович поступил в Тульский вечерний механический техникум.

Под крылом штурмовика

В 1940 году несколько ведущих конструкторских организаций страны получили задание разработать авиационную пушку калибра 23 мм, с начальной скоростью снаряда около 900 метров в секунду и темпом стрельбы 600 выстрелов в минуту. В тульском КБ это поручили конструкторам А. А. Волкову и С. А. Ярцеву, ранее работавшим над созданием авиационной пушки, только калибра 20 мм.

Задача оказалась непростой: первый образец пушки ТКБ-201 был готов к маю 1940 года, однако во время испытаний обнаружились технические проблемы. Тульским конструкторам пришлось много и настойчиво работать, чтобы устранить недостатки, и ТКБ-201, впоследствии получившая название «ВЯ-23» (Волкова–Ярцева), была принята на вооружение. Именно такими пушками в период Великой Отечественной войны оснащали советские штурмовики ИЛ-2, которые наши солдаты называли «летающими танками», а немцы – «чёрной смертью».

У ВЯ-23 было много преимуществ, прежде всего – высокий темп стрельбы: до 650 выстрелов в минуту при большой мощности выстрела для такого калибра. Наблюдались и недостатки – в частности, большая отдача и резкая работа механизмов, которая влияла на «живучесть» деталей. Именно из-за этого фактора ВЯ-23 не устанавливали на истребителях. Но для ИЛ-2 пушка Волкова–Ярцева оказалась оптимальным оружием: в самолете было две пушки, по одной на крыло, с запасом в 150 патронов на каждую.

За разработку ВЯ-23 Волков и Ярцев в 1941 году были награждены Сталинской премией.

В послевоенные годы С.А. Ярцев занимался усовершенствованием прославившейся пушки – ее новая модификация могла делать 700 выстрелов в минуту. В 50-е годы Сергей Александрович возглавил конструкторскую группу, которая разрабатывала 37-мм авиационную пушку с темпом стрельбы до 800–890 выстрелов в минуту.

В 1960 году Сергея Александровича с большой группой конструкторов перевели в ЦКИБ СОО. Он руководил конструкторским отделом, принимал участие в выполнении ряда научно-исследовательских работ. Им были разработаны экспериментальные образцы 7,62-мм пулемёта шквального огня ТКБ-041 с темпом стрельбы 7000 выстрелов в минуту; малогабаритного пулемёта под специальный патрон ТКБ-061; 23-мм автоматической пушки ТКБ-0105; 5,6-мм автоматы под специальный патрон ТКБ-590, ТКБ-0106.

С. А. Ярцев уволился из ЦКИБ СОО в июне 1980 года, являясь пенсионером союзного значения. Умер 9 июля 1981 года.

Традиции тульских оружейников

…Экскурсию по Музею оружия для союзмашевских гостей провел заместитель начальника экскурсионного отдела Илья Кладов. О легендарной ВЯ-23 он рассказал особенно подробно – образец пушки Волкова–Ярцева представлен в постоянной экспозиции.

– Изучение истории оружейного производства необходимо, важно знать, как оно развивалось, тем более что технические решения прошлого до сих пор находят применение и сейчас, – считает специалист филиала АО «КБП» – ЦКИБ СОО Иван Власов. – Конечно, о конструкторе Ярцеве я слышал и раньше. В годы обучения – я закончил ТулГУ три года назад – нам рассказывали о том, что он разработал авиационную пушку, которая была эффективна в годы войны. А сегодня я эту пушку увидел – впечатление сильное, на самом деле – очень сложная конструкция…

– Я рад возможности еще раз посетить наш замечательный Музей оружия, сюда можно приходить бесконечно – всегда узнаешь что-то новое, – говорит специалист филиала АО «КБП» – ЦКИБ СОО Александр Шарапов. – Тем более рад это сделать сегодня, когда отмечается 115-летие со дня рождения Сергея Александровича Ярцева. Самая значимая его разработка – ВЯ-23 – значима не только для своего времени, многое из того, что изобрели конструкторы тех лет, актуально и сегодня.

– Сергей Александрович Ярцев – уникальный человек, он – один из тех, кто ковал Победу в Великой Отечественной войне, – отметил исполнительный директор Тульского РО Союза машиностроителей России Александр Благовещенский. – Сегодняшний юбилей – одна из важнейших дат в оружейной истории Тулы и туляков, которая дает возможность привлечь внимание к имени знаменитого конструктора, больше узнать о его жизни и работе. Подобного рода экскурсии мы организуем не только для работников предприятий, но и для школьников. Молодежь должна знать историю, чтобы продолжать славные традиции тульских оружейников. Мы благодарны Тульскому государственному музею оружия за сотрудничество и помощь в реализации.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных