Пулемёт, совершивший революцию
06 августа 2021 07:20
Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ
Фото: из открытых источников
…В 1927 году на работу в проектно-конструкторское бюро Тульского оружейного завода из столичного Научного автомоторного института был переведен инженер. Как вспоминал позже его коллега Михаил Блюм, молодой специалист «приехал в Тулу… обутый в босоножки и в мятых штанах, а уехал из Тулы во всём с иголочки, Героем Социалистического Труда». Человеком, о котором идёт речь, был Борис Гавриилович Шпитальный, один из главных разработчиков первого авиационного пулемёта ШКАС.
Идеальный старт
Оружием для авиации Шпитальный живо интересовался еще в годы учебы. И вскоре по приезде в Тулу предложил проект скорострельного авиационного пулемета с весьма смелыми по тем временам конструкторскими решениями. В помощь молодому инженеру направили Иринарха Александровича Комарицкого, который уже зарекомендовал себя высококлассным профессионалом, приняв участие в работах по модернизации трехлинейки Мосина. Тандем занимался доводкой чертежей и изготовлением макета, проверял на заводском стрельбище специально сделанным прибором правильность нового принципа питания пулемета патронами. В акте комиссии отмечено: «стрельба шла четкая».
Первый образец скорострельного авиационного пулемета увидел свет в конце 1930 года. На тот момент это была единственная в мире чисто авиационная система, мгновенно выдвинувшая молодую Страну Советов на первое место в этой области вооружения.
После окончательной отладки конструкции, 13 февраля 1932 года, поступил заказ на изготовление 7 пулеметов от Артиллерийского управления. А уже в первых числах июня того же года пулемет представили одному из первых Маршалов Советского Союза, легендарному Клименту Ворошилову. Об этом моменте сохранились воспоминания представителя Ружтреста И. Глотова: «На демонстрации пулемета объяснения давали Б.Г. Шпитальный и И.А. Комарицкий, а также представитель ВВС тов. Пономарёв. По окончании демонстрации пулемета мною, по предварительному согласованию с изобретателями, было предложено испытать его стрельбой в местном тире 1-го Дома Реввоенсовета, на что К. Е. Ворошилов дал свое согласие. С некоторым вполне понятным волнением встал за пулемет И.А. Комарицкий, и открытая по команде наркома обороны стрельба, казалось, слилась в один мощный шквал выстрелов… Все механизмы пулемета ШКАС действовали при стрельбе безотказно… Такой результат внепланового испытания пулемета вызвал одобрение у К. Е. Ворошилова. Он поздравил изобретателей с достигнутым успехом…»
После успешной демонстрации нового оружия, 22 июня 1932 года, Реввоенсовет СССР принял специальное постановление «О работах инженера Шпитального». Документ отмечал «успешное окончание разработки и постройки 7,62-мм сверхскорострельного авиапулемета» и предписывал «выдать заказ промышленности на 100 пулеметов системы Шпитального с изготовлением их в 1932 г.».
Считается, что как раз в этот период молодой инженер завязал хорошие отношения с Орджоникидзе, Тухачевским, Ворошиловым и даже со Сталиным. Последний факт многие, кстати, склонны напрямую связывать с тем, что 32-летнего Бориса Шпитального в 1934 году назначили начальником и главным конструктором опытно-конструкторского бюро авиационного стрелкового вооружения.
Репрессии на производстве
С началом выпуска первого авиационного пулемета связана история, его разработчиков, прямо скажем, не красящая. О ней в «Записках наркома» рассказал нарком вооружения и нарком боеприпасов Борис Ванников, одно время возглавлявший Тульский оружейный завод. Знаменитый нарком писал, что освоение выпуска ШКАСов шло очень тяжело.
Чаще всего различные источники объясняют трудности тем, что собирали первый авиационный пулемет фактически полукустарными методами из-за чересчур сложной конструкции оружия. Оно требовало повышения производственной культуры, большой точности в чертежах, расчетах допусков, применения особенно качественных сталей и термической обработки деталей. Ко всему этому действовавшие на тот момент производства, хотя и были уже на высоком техническом уровне, оказались не готовы. Причём основная сложность состояла в подборе высокопрочных специальных сталей для самых напряженных деталей и пружин, а также при создании технологии их термической обработки. По мнению экспертов, этим и объяснялась очень малая живучесть первых пулеметов.
Ванников же видел главную причину неудач в начале освоения выпуска совсем в другом. В своей книге он пишет, что авторы конструкции плохо отработали чертежи и вносили в них массу изменений уже после запуска «в серию». Более того – при испытаниях инженеры допускали нарушения условий, давали необъективные оценки выявленных недочетов, что было связано с «особым» положением конструкторов, а это, в свою очередь, предопределяло новые и новые исправления.
«Все эти задержки вызывали беспокойство И.В. Сталина, уделявшего много внимания развитию авиации… Он вызывал представителей промышленности и авиации, лично решал возникавшие между ними разногласия… Конструкторы же, пользуясь тем, что им верили на слово, вначале стремились переложить на промышленность даже свои собственные ошибки. Это усиливало нервозную обстановку, в которой часто проходили заседания, и вело к «особым мерам».
Так, по жалобе конструкторов был арестован главный технолог производства пулемета ШКАС инженер Сандомирский, обвиненный в саботаже. Готовили репрессии в отношении других специалистов. Несколько раз при обсуждении упоминали, например, главного инженера одного из заводов Лебедко, которого на основании жалоб конструкторов сочли виновником задержки, хотя это был честный и высококвалифицированный специалист, упорно работавший над исправлением конструктивных недостатков пулемета», – вспоминал Ванников в «Записках наркома».
Дело зашло так далеко, что Борис Львович на свой страх и риск обратился к вождю. Репрессии утихли, «была создана большая группа квалифицированных специалистов… они заново переработали чертежи и провели тщательные расчеты размеров и допусков»…
Дебютировали ШКАСы на советских истребителях в воздушных боях в ноябре 1936-го над Мадридом. Год спустя вооруженные тульскими авиационными пулеметами И-16 и И-15 сражались с японскими самолетами над Китаем.
Тайна газетной заметки
К началу Великой Отечественной войны 7,62-мм ШКАС был одним из основных и самых массовых образцов вооружения самолетов ВВС РККА. И свою роль в воздушных боях пулемет сыграл достойно. Полковник запаса Н.И. Филиппов, служивший в 171-м Тульском авиационном истребительном полку, вспоминал: «В начале войны наши истребители уступали в скорости немецким, но всё равно благодаря более высокой маневренности самой машины и главное – высокой скорострельности ШКАСов мы достойно сражались с противником… Конечно, 7,62-мм патрон был слабоват – тут ничего не скажешь, но сам пулемет сработан туляками отлично».
ШКАС действительно совершил революцию в области авиационного вооружения – это признавали даже противники. Но, вероятно, этот успех породил и различные мифы. Так, например, эксперты сомневаются, что опубликованная в тульской областной газете «Коммунар» 10 мая 1965 года заметка за подписью Б. Шпитального была правдой.
«Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, – писал Шпитальный, – то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался на первый взгляд необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС 7,62-мм и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласивший о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать».
Никто так и не смог найти никаких документальных подтверждений словам конструктора. Только в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге есть пулемет ШКАС, взятый советскими войсками в Берлине. Но, как утверждают историки, этот экземпляр не имеет никакого отношения ни к имперской канцелярии, ни к Гитлеру…
Правды, вероятно, мы так никогда и не узнаем. Одно бесспорно – ШКАС был действительно первым в мире авиационным пулеметом и определил приоритетные направления в развитии этого вида вооружения на десятилетия вперед.