Понедельник 18 октября

Прекрасные, но хрупкие сокровища

Назад

27 ноября 2020 03:24

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В Тульском музее изобразительных искусств открылась выставка русской графики XIX — XX веков. Часть работ, долгое время хранившихся в фондах, демонстрируется впервые. 

Дамы, господа и молодой Наполеон

— В нашем музее собрана прекрасная коллекция графики первой половины XIX века, в том числе — акварели известных мастеров портретного жанра — Петра Соколова, Александра Брюллова, Владимира Гау, — рассказывает заместитель генерального директора Тульского областного объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» Марина Кузина. — Большая часть работ поступила в фонды из дворянских усадеб, некоторые приобретались позже, из частных коллекций. Их было сложно атрибутировать — определить дату создания, имя автора и человека, изображённого на портрете. Это, наконец, удалось в результате долгого и кропотливого труда, многолетних исследований в архивах, крупных российских музеях…

Рассказ о выставке Марина Николаевна начинает с витрины, где впервые представлены акварельные миниатюры на слоновой кости и бумаге конца XVIII — начала XIX века. Портреты неизвестных дам и господ, а ещё — молодого Наполеона, который до Отечественной войны 1812 года был популярен у русского дворянства. Мода на миниатюрные портретики членов семьи, возлюбленных и кумиров пришла из Европы. Они настолько малы, что их можно было брать с собой в путешествие или даже носить на цепочке, как медальон.

Одним из первых, весьма востребованных в России художников, работающих в жанре акварельного портрета, был немец Эрнст Рокштуль. На выставке можно увидеть выполненный им портрет жены генерала Спиридова Екатерины Фёдоровны. Здесь же представлены рисунки Александра Молинари — еще одного автора европейского (итальянского) происхождения. Молинари был очень модным художником, ему заказывали портреты своих родных представители самых именитых дворянских семей. В экспозиции демонстрируются изображения графа Василия Дмитриевича и графини Дарьи Александровны Олсуфьевых, эти работы поступили в музей из имения Олсуфьева в Красных Буйцах Епифанского уезда Тульской губернии.

Возлюбленная Пушкина и Карамзина

Центральное место на выставке занимают работы Петра Фёдоровича Соколова — основателя русской школы акварельной живописи. Его кисти принадлежат три прижизненных портрета А. С. Пушкина. Соколов был настолько популярен, что заказчики ждали своей очереди месяцами.

Пётр Соколов — выпускник Академии художеств, в годы учёбы подружился с братьями Брюлловыми — Фёдором, Александром и самым известным из них Карлом.

Соколов — уникальный мастер акварели, техники сложной и поддающейся далеко не каждому. В своих работах ему удавалось передавать драпировку и фактуру тканей, блеск и роскошь дорогих украшений и главное — живую теплоту и индивидуальность человеческих лиц. Один из шедевров П. Ф. Соколова представлен на выставке — портрет Надежды Львовны Соллогуб, юной фрейлины великой княгини Елены Павловны. В красавицу Надин был безнадежно влюблен Андрей Карамзин, сын известного историка. Надежде Соллогуб посвящал стихи Александр Сергеевич Пушкин — остались свидетельства о том, что великий поэт был всерьёз ею увлечен, а Наталья Николаевна ужасно ревновала…

В экспозиции представлены ещё три работы Соколова: женский портрет (имя модели неизвестно), а также портреты графа Алексея Алексеевича Бобринского и князя Николая Сергеевича Гагарина. Оба владели имениями в Тульской губернии.

Еще один знаменитый мастер акварели — Владимир Гау, на выставке можно увидеть несколько его портретов: полные очарования, трепетной красоты и утончённости женские образы. Есть в экспозиции и акварель старшего брата Карла Брюллова, Александра,— «Две девочки и собачка».

На выставке множество настоящих раритетов, например этюд к картине А. Сурикова «Взятие снежного городка» — изображение женщины, в котором угадывается двоюродная племянница автора Татьяна Доможилова, она позировала Сурикову в период работы над этим полотном.

А еще здесь демонстрируется графика потомка Андрея Тимофеевича Болотова — Дмитрия, который учился в Академии художеств, был чрезвычайно талантливым человеком и, живя в имении в Богородицке, рисовал портреты родных и домочадцев.

Завершают первый раздел выставки две работы В. Д. Поленова — «Мечеть Омара» и «Гиацинты». А всего в собрании ТМИИ — пять акварелей Василия Дмитриевича.

Девушки с букетиками

Графика XX века — это новая эстетика, новый язык, совершенно иные образы. Организаторы выставки разместили второй раздел экспозиции в другом зале, и это логично. Имена авторов широко известны — Пётр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк.

Две работы Владимира Лебедева — девушки с букетиками цветов — недавно вернулись из Москвы, где они экспонировались на большой ретроспективной выставке. Имя этого художника, мастера женских портретов, запечатлевшего лица и образы эпохи 20-х годов прошлого века, было полузабыто в советские времена — с началом сталинских репрессий Лебедев стал иллюстратором детских книг и в этом качестве был довольно известен. Сейчас имя и творчество Лебедева вновь приобретают широкую популярность.

А еще в экспозиции демонстрируется несколько графических листов раннего Александра Дейнеки. В их числе — иллюстрации к журналу «Безбожник», издававшемуся в 20-е годы…

…Акварель, пастель, рисунок — графические работы художников прошлых веков, как правило, экспонируются реже, чем написанные маслом на холсте. Причина проста: они более чувствительны к свету, особенно акварель — краски выгорают…

Выставка в ТМИИ продлится до 25 января 2021 года. Это уникальный шанс увидеть прекрасные, но хрупкие сокровища, хранящиеся в фондах нашего музея.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама