Помогите ангелу

Назад

13 августа 2021 04:33

 0
Общество

Автор: Татьяна МОТОРИНА

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Когда у центральных ворот Всехсвятского кладбища был установлен мраморный ангел, а также три соседних с ним надгробия, достоверно неизвестно. Остается тайной и кто под ними покоится. Но скульптуры красивые, находятся на виду, и со временем стали визитной карточкой старинного некрополя. Недавно Тульский историко-архитектурный музей объявил сбор средств на реставрацию памятников, чтобы необычные артефакты и дальше привлекали своим таинственным и печальным видом романтиков или любителей захватывающих сюжетов. 

«Козырное» место у собора

Это сейчас по Всехсвятскому кладбищу экскурсии водят. А вот с 1772 года – момента, когда его открыли, – и до 1969-го его использовали по прямому назначению. Причем в XVIII веке это было центральное кладбище в Туле и при этом всесословное, то есть довольно демократичное – хоронили тут и дворян, и мещан, и крестьян с солдатами.

Но, конечно, как сейчас, так и тогда прикупить себе участочек поближе к церкви было ой как престижно. Так кто же мог позволить себе вложиться в участок, располагающийся в десяти метрах от собора и прямо напротив ворот?

– К нашему, исследователей, удивлению, на надгробьях ни одного имени, – рассказывает первый директор музея «Тульский некрополь», научный сотрудник Тульского историко-архитектурного музея Ирина Ковшарь. – На аналоях внизу расчерчены строчки под имена, но самих имен нет. Мы расспрашивали старожилов. И одна женщина сказала нам, что похоронены здесь мещане Слюсаревы. Слюсаревы – древняя тульская фамилия, у нас же почти все были металлисты. Выяснилось, что когда в Туле начали тянуть первый водопровод, а было это в 80-х годах XIX века, оные мещане Слюсаревы получили подряд на рытье траншей и поставку труб. И хорошо на этом поднялись – смогли купить себе этот участок в престижном месте. Но, к сожалению, в архивах подтверждения того, что здесь лежат именно они, мы так и не нашли.

Надгробия типовые, но красивые

На участке Слюсаревых (примем рассказанную выше версию за данность) расположены четыре памятника – самый приметный, конечно, ангел. За ним прячутся плакальщица с крестом и два аналоя с крестом и евангелием на каждом из них. Скульптурные надгробия, по словам Ирины Григорьевны, были распространены – эта традиция пришла из Европы еще в XVIII веке. Другое дело, что провинциальные кладбища сильно пострадали от советской власти, боровшейся с религией, – большая часть каменных крестов вместе с крылатыми хранителями были сброшены наземь. Тем, что стоят у входа на Всехсвятское, банально повезло – слишком они на виду, их, скорее всего, побоялись тронуть.

– Они типовые, – не скрывает Ирина Ковшарь. – В Петербурге я знаю двух или трех таких плакальщиц. И сюжеты вполне традиционны: ангел с крестом читает книгу судеб человека, чтобы знать, как его судить. Но при всём том они очень красивые и сделаны из прекрасного камня. И плакальщица, и ангел – это белый мрамор, скорее всего итальянский. И если не саму скульптуру, то камень наверняка везли прямо из Италии.

Учиться на мраморе

Статуи страдают. Во-первых, от рук людей, которые зачем-то покрасили женскую фигуру – теперь краска висит на ней ошметками и сильно портит образ. А несколько лет назад примерно так же пострадал и ангел – какая-то сердобольная старушка замалевала его снизу – куда достала – ярко-синей краской. Музейщики постарались сгладить «эффект», покрасив крылатого белой эмалью, – но та приобрела голубой оттенок. Таким ангел стоял до прошлого лета.

А во-вторых, скульптуры портит ядовитый воздух.

– За последние 50–60 лет атмосфера стала агрессивной, – говорит Ирина Григорьевна. – Видите эти желтоватые пятна – это не грязь, а химия. Она садится на мрамор и начинает его разъедать. Процесс не быстрый, но всё-таки он идет.

Чтобы остановить разрушение, было принято решение о реставрации. Однако надгробия – это не музейный экспонат (хотя и можно было подумать иначе, ведь ТИАМ был раньше «Тульским некрополем»). Вот почему нужно привлекать средства извне. Лучшим решением музейщики признали обратиться в фонд «Внимание» – здесь есть специалисты, которые дадут консультации и даже будут работать на месте, в Туле. Но только когда будут собраны необходимые 180 тысяч рублей? Площадку для сбора также предоставляет фонд.

– В нашей стране миллионы памятников, до которых у государства не доходят руки, государство их зачастую просто не замечает, – говорит заведующая образовательным отделом Тульского историко-архитектурного музея Мария Воронцова. – И тогда на помощь приходят такие фонды. Но «Внимание» требует, чтобы инициативные граждане, которые ратуют за историческое наследие, составили заявку, рассчитали смету, определили, кто будет трудиться на объекте. Мы всю эту большую работу проделали, и фонд, пообщавшись с нами, дал добро.

Что касается трудолюбивых рук, которые провернут всю эту работу, – это будут руки волонтёров. А точнее – волонтёров-реставраторов. Это такое общественное движение, когда профессиональные реставраторы учат новичков, причем в разных городах, чтобы те могли сохранять памятники там, где живут. Идея движения родилась из понимания, что большая реставрационная мастерская никогда не возьмется, скажем, за ангелов на Всехсвятском – не те объемы, не те деньги. Поэтому приходится всё самим. Представители движения приедут в наш город и обучат музейщиков ТИАМа и, возможно, других заинтересованных туляков. Учиться будут прямо на скульптурах – удалять с них пятна, шлифовать. Волонтёры будут делать, реставраторы – контролировать.

Чувство собственной важности

В 2019 году ТИАМ уже осуществил масштабный проект восстановления исторического объекта, а именно – вывесок на бывших торговых рядах на улице Советской. Тогда, кстати, удалось собрать более 400 тысяч рублей!

Никита Бурлаков, заведующий отделом по связям с общественностью ТИАМа, был одним из тех, кто тогда заварил эту кашу. Сегодня он говорит:

– Те, кто участвовал в том сборе, всегда говорят: здорово мы тогда сделали! Мы всегда вспоминаем, какое трудное это было для нас предприятие, но от этого не менее интересное.

Люди, которые участвовали в сборе на реставрацию вывесок, делились с Никитой таким наблюдением: каждый раз, когда они проходят по Советской, сердце у них радостно ёкает. Может быть, конечно, они просто тешат тщеславие или, как сейчас говорят, ЧСВ – чувство собственной важности. Но если разобраться, основания для таких эмоций у них есть. Может быть, красивые надгробия Всехсвятского скоро тоже станут объектом, о котором многие из нас смогут сказать: «А ведь и мои 100 рублей тут есть! Как здорово!»

Если вы хотите помочь ангелу со Всехсвятского кладбища, переходите на страницу проекта по ссылке. 

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных