Среда 20 октября

Подарочный сертификат: отоварить или обналичить?

Назад

15 января 2021 04:12

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: из открытых источников

Профсоюз одного из тульских предприятий подарил всем сотрудницам к празднику сертификаты с правом приобретения в магазине дамских аксессуаров товара на сумму 500 рублей. Кто-то из женщин воспользовался подарочной картой сразу же, кто-то через некоторое время. Инна Юрьевна положила карточку в карман пальто, забыла об этом и решила, что потеряла…

Возврату подлежит

А обнаружила её только через полгода, когда достала пальто из шкафа, чтобы отнести в химчистку. Обрадовалась — и отправилась в магазин. Выбрала колготки, две пары носков, гольфы — как раз на 500 рублей — и достала подарочную карточку. Однако на продавщицу карта не произвела никакого впечатления: она заявила, что срок действия сертификата закончился и в качестве оплаты его не возьмет. Инна Юрьевна не слишком расстроилась, тем более что сумма небольшая, но удивилась: она всегда считала, что подарочные карты не могут быть просроченными, ведь это не продукт питания или лекарство.

Она позвонила коллеге узнать, использовала ли та свой сертификат. Оказалось, использовала, но «частично»: выбрала товар на сумму немногим более четырехсот рублей, при этом сдачу ей не отдали. Еще одна из сотрудниц предприятия рассказала, что не нашла в том самом магазине ничего для себя подходящего и попыталась сдать сертификат, чтобы получить деньги. Продавец указала на надпись на карточке «Возврату не подлежит» и принимать её отказалась.

Инна Юрьевна обратилась в отдел защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области за разъяснениями: какие возможности использования подарочной карты есть у её обладателя согласно российскому законодательству.

— Подарочная карта или подарочный сертификат — это, по сути, документ, подтверждающий оплату товаров или услуг на определенную сумму, то есть авансовый платеж,— комментирует заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Ольга Елистратова.— Деньги отданы, но товар еще не получен, а значит, договор купли-продажи не исполнен. Если в магазине нет нужной покупателю вещи или продавец ограничил возможность получения товара определенным периодом, продавец обязан вернуть потребителю его деньги. Причем можно сделать это в любой момент, так что аргументы продавца «срок действия закончился» или «возврату не подлежит» на самом деле неправомерны и ущемляют права потребителя…

Неосновательное обогащение

Ольга Васильевна отмечает: популярность сертификатов на товары или услуги растет с каждым годом. Это действительно удобное решение вечной проблемы «Что подарить?». При этом количество споров между покупателями и продавцами, связанных с использованием подарочных карт, также увеличивается. Иногда подобного рода конфликты оборачиваются разбирательством в судах, которые, как показывает практика, обычно заканчиваются в пользу потребителя.

И это справедливо. Вернемся к ситуации, в которой оказалась Инна Юрьевна. Профсоюзная организация предприятия, на котором она работает, приобрела некоторое количество сертификатов, заплатив магазину деньги. Часть карт оказались «неотоваренными» или использованными не на полную сумму, и то, что магазин не захочет возвращать уже полученные денежные средства, на юридическом языке называется «неосновательным обогащением».

— Хотелось бы обратить внимание на то, что потребитель может сдать сертификат в магазин не только если он приобретал его сам, но и если ему его подарили. Необходимо написать письменное заявление с соответствующим требованием,— подчеркивает Ольга Елистратова.— В случае отказа вернуть деньги обращайтесь в суд…

При этом специалисты отдела защиты прав потребителей просят не путать подарочные сертификаты с картами, дающими право на большие скидки в конкретном магазине или в магазинах определенной торговой сети. Бонусные карточки вы не приобретали, авансовым платежом они не являются, так что могут иметь и срок действия, и прочие условия и ограничения в использовании.

О книгах отзывов и предложений

1 января в России вступили в силу новые Правила розничной торговли.

В них сократили часть требований к продавцам. В частности, теперь магазин не обязан иметь книгу отзывов и предложений, что, впрочем, не отменяет право человека написать в адрес торгового предприятия письменную претензию, и обязанность магазина так же письменно ему ответить.

Кроме того, продавец больше не должен предъявлять покупателю сертификат или декларацию соответствия на товар. Исключение, являющееся нововведением,— документ о качестве (паспорт) автомобильного бензина и дизельного топлива, его копию продавец обязан предоставить по требованию потребителя.

Расширен перечень товаров длительного пользования, которые потребитель не может требовать бесплатно для замены на время ремонта аналогичного товара. В этот список с 1 января вошли газовые и газоэлектрические бытовые приборы для приготовления пищи, а также ювелирные изделия.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама