Почему Зоя передумала умирать

Назад

04 декабря 2021 21:16

 0

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Тульский академический театр драмы отметил юбилей заслуженной артистки РФ Ирины Федотовой премьерой спектакля «Как Зоя гусей кормила» по пьесе современного драматурга Светланы Баженовой.

Ирина Васильевна – актриса большого таланта и удивительного обаяния. Она, кажется, может все. Органично существует во всех сценических жанрах – комедии, психологической драме, трагедии… Великолепно играет классику, при этом тонко чувствует нерв современной драматургии.

Ирина Васильевна родилась 9 сентября 1941 года в бомбоубежище московского метро. В 1947 году её семья переехала в Минск. Ирина, окончив школу, поступила в театральный институт. Не потому, что с детства мечтала о карьеры актрисы – просто за компанию с подружкой. Как это часть бывает в жизни, случайность оказалась судьбой. В институте Ирина Васильевна познакомилась со своим будущим мужем – Александром Иосифовичем Поповым, с которым они прожили вместе 46 лет…

Ирина Васильевна и Александр Иосифович вместе работали в Брестском театре, а после того, как он закончил режиссерский факультет ЛГИТМИКа (класс народного артиста СССР Г.А. Товстоногова), уехали в Красноярск, потом в Вологду, Свердловск, Минск, Куйбышев…

В 1989 году А.И. Попов возглавляет Тульский академический театр драмы, и Ирина Васильевна становится актрисой театра. Её сразу приняла и полюбила публика. За более, чем тридцать лет служения тульской сцене И. Федотова сыграла десятки ярких, запоминающихся ролей. Одна из самых её любимых – Кормилица в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира.

Мудрость и женственность, самоирония и профессиональная смелость, - счастливое и редкое сочетание качеств… Не каждая возрастная актриса согласится в день празднования своего юбилея сыграть умирающую столетнюю даму, причем не в легкой комедии с хэппи-эндом, а трагифарсе с открытым и пронзительным финалом. Ирина Васильевна согласилась – и это было правильным решением: в спектакле «Как Зоя гусей кормила», поставленном режиссёром Анной Терёшиной, Ирине Федотовой удалось раскрыть самые разные грани своего актерского таланта…

Пьеса Светланы Баженовой – впрочем, как большинство произведений современных драматургов – довольно жёсткая. Героиня Ирины Федотовой – «столетняя» Зоя, всю жизнь воспитывавшая единственного сына одна, строгая и властная мать-собственница. Её сын Владимир (заслуженный артист РФ Андрей Сидоренко) – учёный-изобретатель, но не очень успешный, со странностями, почти аутист, он живёт с мамой, и, когда она собралась умирать, стал добросовестно за ней ухаживать. На самом деле, отсчитывая дни, когда же, наконец, освободится и, возможно, сделает попытку устроить свою личную жизнь.

И тут появляется Женя (Евгения Дороничева) – юная, красивая, смешная, искренняя и бесхитростная. А вместе с ней в квартирку Зои и её сына – запущенную, будто затянутую паутиной – врывается живая жизнь. Владимир, кажется, увлекся, и Зоя передумала умирать: сначала для того, чтобы побороться за свою собственность – сына, а потом…

В спектакле присутствуют еще два персонажа. Друг Владимира, Плотский, который привозит в дом Владимира Женю и, в финале, становится причиной её ухода, - прекрасная работа актера Вячеслава Федотова. И Зоя в детстве (Юлия Школьникова). Она приходит к главной героине во снах. А может быть, это Зоя, прощаясь с жизнью, возвращается к себе, только маленькой?..

Художник-постановщик спектакля, заслуженный художник РФ Александр Дубровин подчеркнул контраст двух жизней, двух миров. Мрачноватая, темная квартира до появления Жени и – залитая яркими солнечными зеленая лужайка с мангалом, на котором жарятся шашлыки…

«Как Зоя гусей кормила» - из тех спектаклей, которые не отпускают после того, как стихли аплодисменты и опустился занавес. Потому что честно говорит со зрителем о главном – любви и одиночестве, жизни и смерти…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных