Почему Успенский позеленел

Назад

31 мая 2022 08:47

 0
Общество

Автор: Татьяна МОТОРИНА

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Памятников в Туле много, иногда даже кажется, что чересчур. Какие-то из них мы искренне любим, а на какие-то просто даже внимания не обращаем. Не знаем, как вы, дорогие читатели, а мы в редакции заметили, что многие из городских скульптур страдают не только от извечных своих врагов и символов мира — голубей, но и от «зелени», практически везде сменившей благородный бронзовый отлив.

Одни выглядят лучше, другие хуже (смотрите фото), но в целом позеленели все. Не опасно ли это для памятников?

Этот вопрос мы задали скульптору Марине Логуновой, автору «Городового», расположенного возле кремля, и «Тульского чаепития» в Заречье. Она ответила:

— Окисление металла — нормальный процесс. Это оксидная пленка, которая выступает как защита для памятника: там, где такая реакция произошла, другие разрушительные процессы протекать уже не будут.

Интересно, что зелень на памятниках еще древние римляне воспринимали как нечто само собой разумеющееся. Появлялась новая статуя из бронзы, а изображали ее уже зеленой. В конце концов, именно такой она и станет через несколько месяцев.

Казалось бы, можно и успокоиться. Однако римляне не знали выхлопных газов и не посыпали свои знаменитые дороги реагентами. От агрессивной городской среды на памятниках может появиться «дикая» патина, которая разрушает металл. По поводу этого явления бьют тревогу ученые и реставраторы Санкт-Петербурга: город большой, воздух грязный, а старинных скульптур много.

По словам Марины Логуновой, у нас в Туле следов агрессивной патины пока не заметно. То есть по крайней мере за сохранность памятников мы можем не переживать: видимо, наши воздух и вода еще не такие загрязненные. Хотя на образование «благородной» патины они всё же влияют.

— Больше и быстрее всего естественная зелень появляется в тех местах, где высоки запыленность и загазованность, где близко дороги, где зимой посыпают реагенты, — говорит скульптор. — Поэтому на главных магистралях памятники сплошь стоят зелёные. Их, может, и чистят, только патина быстро появляется снова, скульптуры продолжают зеленеть.

По словам Марины Логуновой, играет роль и то, есть у скульптуры постамент или нет.

— Городовой, например, стоит прямо на тротуаре, без постамента. Казалось бы, он вдалеке от больших дорог. Но на него попадает больше снега, дождя, реагентов. Поэтому он и зеленеет быстрее других.

памятник5.jpg

Таким образом, обильно зеленеющие бронзовые люди и животные — напоминания людям живым о том, в какой грязной среде они обитают.

Но отойдем от экологической темы — сегодня мы не об этом.

Мы уже уяснили, что критического в зелени на памятниках ничего нет. Ну а как же эстетика? Интересно, что в разных странах на вопрос, чистить или не чистить, отвечают по-разному. Например, когда патина довольно сильно изменила облик парижского памятника Оноре де Бальзаку, созданного величайшим скульптором XIX века Огюстом Роденом, французы очищать зелень не стали — следы времени, дескать, дороже, чем замысел автора. А вот в Индии с древнейших индуистских скульптур патину бестрепетно смывают.

А что же тульские памятники?

Они стоят на балансе разных структур и организаций. Например, памятники контр-адмиралу Всеволоду Рудневу, конструктору Сергею Мосину, героическим защитникам Тулы в 1941 году («Три штыка») находятся в федеральной собственности; памятник студентам и сотрудникам Тульского политехнического института, погибшим в годы Великой Отечественной войны, — в ведомстве ТулГУ.

памятник6.jpg

Большинство же памятников и скульптур относится к городской казне. Таких в городе не так уж и мало — 132. Ухаживать за ними должны управления по территориальным округам, где находятся памятники. Возможно, и ухаживают, вот только результата не видно.

Разительный контраст с ними составляют те монументы, за которыми присматривают ведомства и предприятия.

памятник3.jpg

Зайдите, например, в Кремлевский сквер и посмотрите на памятник сотрудникам органов госбезопасности и партизанам — он настолько гладко «вылизан», что кажется, будто сделан и не из металла вовсе, а из полированного камня.

А Пётр I возле Императорского Тульского оружейного завода? Вы когда-нибудь видели, чтобы голову императора испортили птицы или позеленел молот, который он держит в руках? Вот именно.

О вкусах, конечно, не спорят. Но если поставить чистенького Петра Алексеевича Романова рядом с абсолютно зеленым Глебом Ивановичем Успенским (памятник автору «Нравов Растеряевой улицы» стоит на улице Советской, напротив цирка), то ответ на вопрос, какой из них больше радует глаз, будет очевидным.

памятник2.jpg


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных