Очевидное — невероятное

Назад

04 июля 2025 08:22

 7

Автор: Антон БЫЧКОВ, Тамара ГОЛОВИНА

Фото: Артём Пряхин/РИА Новости

У каждого времени свои кумиры. Речь сегодня об отечественных. Так, у довоенного, а следом — военного и послевоенного поколений фантастической популярностью пользовались Леонид Утёсов, Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Марк Бернес... Пластинки с песнями в их исполнении раскупались миллионами и почти в каждом доме звучали вначале из модных в те годы патефонов, а затем — проигрывателей. А уж пели их все без исключения — и стар, и млад — и в застольях, и за компанию, даже, например, во время работы, и наедине с самими собой.

У перешагнувших семнадцатилетие сразу после войны туляков одной из самых любимых была песня «Сиреневый туман», которая вернулась к нам в исполнении Владимира Маркина уже в 90-е годы и снова обрела популярность.

В 60-е, 70-е популярных певцов, музыкальных групп, мелодий было немало. Но, пожалуй, больше всего народ, а в первых рядах молодежь, фанатела от шлягеров тогда ещё восходящей звезды — Юрия Антонова. А уж у Муслима Магомаева была такая зашкаливающая популярность, что, казалось, в него по уши влюбилась вся прекрасная половина Советского Союза. И если дамы постарше проявляли сдержанность в выплескивании чувств наружу, то старшеклассницы и студентки даже кичились их выставлением напоказ. Многие правдами и неправдами доставали билеты на его концерты, караулили кумира у мест их проведения, тащили на сцену мягкие игрушки и охапки цветов.

Мелькали семидесятые, восьмидесятые с ВИА и рок-группами, Аллой Пугачёвой и Александром Градским, с Виктором Цоем, который до сих пор «жив», и «стенами плача» по погибшему идолу. И конечно, нельзя не сказать о Владимире Высоцком, интерес к творчеству которого не угасает скоро как полвека после его ухода из жизни.

А на излете прошлого века проскочила почему-то настигнувшая молодых практически одновременно увлеченность тяжелым роком и «сладким» «Ласковым маем».

Новая Россия с переменным успехом демонстрировала не слишком сильные пристрастия к разного рода попсе, а в последние годы — рэпу. В зависимости от таланта и раскрученности, время от времени молодежь тяготела то к Нюше, то к Анне Асти, то... Вылетают разномастные имена и лица из памяти довольно быстро, поскольку чаще всего репертуары исполнителей однодневные, не западающие в душу глубоко.

Нельзя, конечно, не отметить собирающее стадионы «шаманство» тульского певца Ярослава Дронова, ещё ряда исполнителей, завоевавших свои аудитории.

Время определяет предпочтения и кумиров. Конечно, исключаем из временных рамок классику. Она вечна.

Но не об этом сегодня речь. Не претендуя на профессиональную оценку ни отечественных исполнителей, ни их репертуара, хочется понять, в чем причина по сути феноменального явления невероятной популярности у сегодняшних старшеклассников, прежде всего девушек, песен в исполнении Надежды Кадышевой, любимицы многих представительниц старшего поколения конца 90-х и нулевых годов. Именно старшего, именно более двадцати лет назад!

Тем, кто сегодня сам вошёл в категорию людей возрастных, этот феномен не очень понятен, а чаще и вовсе непонятен. Тяга к народному? Но это не народные песни, скорее кантри с хорошо запоминающимися мелодиями и профессиональным исполнением. Выражение патриотичности? Может быть. Но куда более она выражена, например, у Майданова или Газманова. Усталость от попсы? Или...

В общем, для того чтобы хотя бы немного разобраться, что и почему, в обсуждение темы включились представители разных поколений. И мы приглашаем принять участие в дискуссии о тенденциях современной музыкальной моды и песенных предпочтениях людей любых возрастов. Все мнения интересны.

Например, в разговорах с теми, кому сегодня немногим более двадцати или того меньше, выясняем, что четкого понимания небывалого успеха Надежды Кадышевой нет и у них. Но есть предположение, что во многом причиной тому — мемы.

Вообще, эстрадный ансамбль народной музыки Надежды Кадышевой с самого момента своего появления в 1988 году был нацелен скорее не на юную аудиторию, а на людей постарше.

Творчество группы объединяло в себе звучание народных мотивов и современных музыкальных инструментов — синтезаторы, драм-машины, электробалалайки, баян. Тексты песен также были весьма безобидными и лирическими — в них шла речь о природе, любви, православии и прочих прелестях жизни простого русского человека. И слушатели — под стать такому репертуару.

Что же случилось весной 2024 года? Тогда фрагмент выступления с очередного концертного тура Кадышевой «завирусился» в соцсетях, молодёжь стала использовать звук с выступления для мемных видео. Но это было далеко не то, что происходит вокруг певицы сейчас.

Всё изменил ежегодный музыкальный фестиваль VK Fest. Организаторы решили заскочить на поезд хайпа и пригласили исполнительницу выступить на их площадке. Это и стало переломным моментом в популярности не нового тренда. Зрители фестиваля, в подавляющем большинстве старшеклассники и студенты, восприняли выступление Кадышевой вначале с иронией. Но поскольку сегодня большая часть юмора в интернете строится на так называемой «постиронии», когда шутливое действие выдают за абсолютно искреннее, молодёжь начала массово причислять себя к фанатам «Золотого кольца». И понеслось...

На концерты исполнительницы стало приходить больше молодёжи, нежели пенсионеров. Зумеры начали выкладывать на всех площадках не только мемные видео со звуком с концерта, но и делиться видео из зала. В комментариях — тысячи откликов от юношей и девушек, выражающих желание тоже сходить на концерт и от души повеселиться.

Что это — новый виток в развитии музыкальных вкусов молодёжи или очередная затянувшаяся шутка? Сказать сложно. В интернете каждый мем, шутка или тренд живёт очень и очень недолго, всё меняется со скоростью света. С другой стороны, хайп вокруг Надежды Кадышевой даже и не думает утихать: билеты на концерты разлетаются как горячие пирожки, интернет пестрит видео с её концертов и танцующими выпускниками, поющими совсем недавно полюбившиеся им песни во всё горло.

Время покажет, к чему всё это приведёт. Сама Кадышева, кстати, очень рада новой волне популярности и даже выпустила первый за несколько лет сингл «Без обратного билета». Посмотрим, сможет ли она найти общий язык с молодёжью или сменится новым любимцем зумеров так же, как это было с другими исполнителями.

Комментарии

Рейтинг:

Ольга
У неё хоть смысл в песнчх есть и мелодичность. Куда лучше, чем " ...я убью тебя, лодочник..."
04.07.2025
Ольга
Какое-то словоблудие
05.07.2025
Игорь
Завирусился бы другой исполнитель со своими мелодичными песнями, и тоже бы попал в топ. Просто приличные пишущие музыку певцы , к сожалению, уже вышли из активного возраста. Те же Антонов, Хоралов... стадионы уже собирать не будут.
05.07.2025
Ахахахах
Словоблудие
05.07.2025
Илья
Какое словоблудие? Это же мнение. Мне вот Кадышева тоже не нравится
07.07.2025
Пенсионер
Я бы лучше Пелагеей вдохновился. И песни чудесно исполняет народные. и внешность приятная. и наряды со вкусом.
07.07.2025
Надежда
Видела выступление Кадышевой по новостям на празднике выпускников. Она пела, а тысячи юношей и девушек на площади ей подпевали, пританцовывая.  Удивительно: они знают её песни, ходят на концерты исполнительницы, на которых аншлаги.  Откуда такая популярность? Ведь исполнительница далеко не молода, не эпатажна, не отличается сногсшибательной красотой и к тому же, если и удивляет нарядами, то совсем не с точки зрения элегантности и вкуса.
    На мой взгляд, она привлекает безупречно музыкальным исполнением  мелодичных песен в народном стиле. Поёт с душой песни, написанные с любовью её мужем. И это слушателю близко и понятно. Тем более, что мелодии  и слова запоминаются легко, под них хочется потанцевать, они радуют и навевают грусть. И поются легко, в то время, когда многие другие современные песни ни запомнить, ни исполнить невозможно. вон на шоу "Голос" немало замечательных исполнителей, а из-за отсутствия                                                                  своего репертуара они даже после успеха на конкурсе исчезают часто в никуда.
     И вот ещё что думаю: манера исполнения Кадышевой в народном, а точнее, в русском фольклорном стиле сегодня востребована. Сейчас дети даже в детских сада, а потом и в школах с удовольствием пляшут, танцуют под народные мотивы и поют народные песни, подыгрывая на балалайках, деревянных ложках, трещотках. Время патриотичное. Потребность в русском, исконном, возрождение генетической памяти. Мальчишки с удовольствием щеголяют в косоворотках, девчонки в нарядных сарафанах и кокошниках.
   Что же касается Надежды Кадышевой, то надо отметить, что с нею работают первоклассные музыканты. Муж- композитор и прекрасный баянист. Балалаечник  - просто фантастический красавец, от одного вида которого девчонки приходят в восторг. Да и симпатичный и талантливый сын Кадышевой тоже добавляет шарма .К тому же и инструментальная аранжировка мелодий на высоте.
   Сама я никогда не была поклонницей ни имеющей полученное в Гнесинке образование Кадышевой, ни её профессиональной музыкальной группы. Я из другого, не нынешнего  поколения и мне ближе русские народные песни, например, те, что исполняла обожаемая мною Лидия Русланова, которой точно нет равных. Но и сегодняшняя популярность Кадышевой мне понятна.
07.07.2025
Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных