Неприметная жемчужина
20 мая 2022 01:12

Автор: Татьяна МОТОРИНА
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
Если сесть на автобус до Ревякино в центре Тулы, то через каких-нибудь полчаса мы окажемся в селе Богучарово — официально населенный пункт называется «посёлок Октябрьский», но люди это безликое название практически не используют. Сразу по выходе из автобуса видна дорожка, ведущая к небольшому величавому храму. Он входит в состав усадьбы философа Алексея Степановича Хомякова — сколь очаровательной, столь и недооцененной.
«Крепостной» храм и «итальянская» колокольня
Слева вдоль дорожки солнечно желтеют цветущие кустарники, а справа начинают зацветать яблони — раз в год сад пополняется новым деревцем. Его высаживают в день рождения философа Хомякова 13 мая. Именно на это событие мы и попали.
В окружении зелени Сретенский храм — с круглым куполом и колоннадой — выглядит на редкость гармонично. В первой половине XIX века было модно заказывать проекты у архитекторов «с именем». Правда, многие из них выполняли заказ, руководствуясь, как принято сейчас говорить, исключительно трендами, не интересуясь ни окружающим ландшафтом, ни общей атмосферой места, куда предстоит «вписать» новое здание. А вот мать Алексея Хомякова Мария, которой храм обязан своим появлением на свет, по такому пути не пошла. Проект для нее разработал местный крепостной архитектор Сергей Александров. В результате освященная в 1841 году церковь идеально вписывается в общий ансамбль.
Если вид церкви привычен глазу, то стоящая в нескольких метрах колокольня несколько озадачивает. И это понятно — в качестве прототипа для нее взята кампанила на площади святого апостола Марка в Венеции. Звонница была построена уже сыном Алексея Степановича, Дмитрием, в честь
У ступеней, ведущих ко входу, нас встречает протоиерей Сергий Дульнев — он служит настоятелем в Сретенском храме уже 20 лет. И практически тут же подходит благочинный церквей Тульского пригородного округа протоиерей Вячеслав Ковалевский. Батюшки приветствуют друг друга радостным «Христос воскресе!» — по церковному обычаю, так можно делать целых 40 дней после Пасхи. Прежде чем духовенство войдет в алтарь, мы просим отца Вячеслава вспомнить, как начиналась новейшая история Сретенского храма. Ведь тогда настоятелем здесь служил его отец, протоиерей Геннадий Ковалевский.
— В 1992 году верующие жители обратились к правящему митрополиту с просьбой открыть этот храм. В начале августа мы с отцом Геннадием приехали сюда, чтобы осмотреть здание. Тогда внутри храма был совхозный холодильник — сплошные металлические секции в несколько рядов, где висели туши животных. Впрочем, это отчасти спасло его от разрушения — пока здание использовали, его поддерживали в нормальном состоянии.
На то, чтобы построить новый склад и перевезти наконец все запасы туда, потребовалось два года. Всё это время священники служили в «барском» доме — причем случайно выбрали для этого комнату, которая, как потом выяснилось, была молельной при Хомяковых.
— В первый раз в храме мы служили на престольный праздник Сретения Господня, 15 февраля, — вспоминает отец Вячеслав. — Было очень холодно. На улице было −10, а в храме и того меньше. Но мы решили, что не будем уже никуда возвращаться, станем здесь служить. В первый год в храме мы не успели сделать газ, поэтому следующая зима тоже прошла в холоде.
— И люди приходили, всю службу стояли в холоде?
— Приходили, конечно!
Интерес иссякает
В полной мере насладиться архитектурным изяществом храма мешают установленные на куполе строительные леса. По ним, кстати, заметно, что стоят они там довольно давно. Отец Сергий поясняет:
— Фасад ремонтировали в 2008 году, колокольню — в
Впрочем, внутреннее убранство тоже нуждается в реставрации. Потолок расписан евангельскими сценами — но есть и голые участки, а кое-где краска вообще облезает. В двух приделах алтарное пространство спрятано от глаз красивыми иконостасами, а вот третий пока этого лишен...
Священники в красных пасхальных облачениях возносят молитвы о живых и усопших. В числе последних поминаются члены семьи Хомяковых — и это удивительным образом приближает их по реке времени, делая почти что нашими современниками. Поет хор, сосредоточенно кланяются немногочисленные прихожане, школьники с горящими свечками озираются в непривычной обстановке.
После молебна все выходят на улицу. И вот тут детям ничего объяснять не надо — они, с разрешения взрослых, берут лопаты и под веселый гомон присыпают ямку с корнями молодого деревца. Богучарово всегда славилось своими садами, разводить яблони начали как раз Хомяковы.
Взрослые тоже рады — хорошей погоде, встрече с единомышленниками. Но в разговорах с ними понимаешь: они помнят времена, когда эта дата, 13 мая, отмечалась куда масштабнее.
Член Хомяковского общества, а в прошлом заведующая библиотекой имени Хомякова в Обидимо Галина Лобанова рассказывает:
— С 1996 года в Сретенском храме в день рождения Алексея Степановича проводился фестиваль духовной музыки. Это было настоящее брендовое мероприятие Ленинского района! Оно собирало множество зрителей, приезжали ансамбли из других регионов России и даже из ближнего зарубежья. К сожалению, фестиваль, который прошел в 2014 году, стал последним. Потом Ленинский район вошел в состав Тулы, и традиция прекратилась.
Галина Александровна вспоминает еще одно большое событие — Хомяковские чтения. Если верить интернету, в последний раз они прошли в 2018 году...
Ушли в прошлое и некоторые добрые традиции прихода Сретенского храма. Так, раньше проводили конкурсы чтецов среди школьников, ставились спектакли к Рождеству, однако организатор этих мероприятий пере- ехала из поселка и ей на смену никто не пришел.
Да и людей в церкви становится меньше.
— Те прихожане, которые 30 лет назад открывали храм, состарились и уже не могут прийти, — просто объясняет прихожанка Татьяна Ростовцева убыль прихода. — А молодежь не очень-то идет. Новые люди редко появляются. Но мы всем, конечно, рады!
Сама Татьяна пришла в храм десять лет назад и с тех пор, говорит, жизнь ее изменилась к лучшему. В прошлом году вслед за ней наконец-то потянулся и муж. Церковная община, говорит Ростовцева, это не только службы, но и общение: прихожане стараются поздравлять друг друга с днем рождения, устраивают чаепития на престольный праздник (благо теперь на Сретение в храме уже не минусовая температура), а на 13 мая обычно организуют крестный ход почти через весь поселок со святынями из многих церквей бывшего Ленинского района. Правда, последние два года крестный ход не проводится из-за пандемии, но прихожане мечтают традицию возродить...
После общения создается впечатление, что тот запал, который в
Помощь приходит
К дому-музею А.С. Хомякова мы идем по протоптанной в траве тропинке — цивильной дорожки рядом не оказалось. Перед нами — охристый, солнечный домик под здоровенными елками с застекленной дверью. Объявление за подписью и с портретом Алексея Степановича вежливо просит посетителей обрабатывать руки санитайзером и заботиться об окружающих.
Внутри диссонанс: великолепная, сохранившаяся лепнина и — безобразные, крашенные краской деревянные перекрытия; простор, высокие потолки и — облезлые стены. Заведующая музеем Ольга Сторожко поясняет: еще совсем недавно здесь жили люди. В обоих флигелях здания и сейчас находятся частные квартиры.
Неужели нет возможности куда-то переселить людей, освободить помещения и передать их музею? Оказывается, они зачастую освобождаются естественным образом — хозяева умирают. Однако реставрировать возвращающиеся площади музей не в состоянии — для этого просто нет финансирования. Тем более что весь ансамбль зданий имеет статус памятника федерального значения, а значит, к реставрации предъявляются строгие требования.
Музей существует с 2005 года, в
Из окон дома сквозь редкую еще зелень поблескивают пруды. Огибая жилые флигели с деревянными лесенками и огородами, проходим сквозь парк к плотине. Пруды окружены деревьями, слегка подернуты ряской. Хочется остаться здесь подольше, посмотреть на воду, устроить пикник... При планировке усадьбы семья Хомяковых в полной мере использовала особенности ландшафта: пруды расположены в овраге, а дом и храм — на возвышенности. Кстати сказать, наши современники солидарны с дворянским семейством и тоже считают Богучарово удачным местом для жизни — здесь расположены два закрытых от посторонних глаз поселка с элитными коттеджами.
Итак, имеем: старинный дом, храм, очаровательный парк и пруды в 30 минутах езды от Тулы, в летний сезон востребованные туристами, но находящиеся в плачевном состоянии. Вопрос: что мешает Богучарово восстановить былую красоту, стать туристическим центром, где жизнь бьет ключом? Самый очевидный ответ: нужны финансовые вложения.
Как рассказал отец Сергий, некоторые подвижки в этом отношении уже есть. Помощь в реставрации Сретенского храма оказало одно из крупнейших предприятий области — АО «Тулаточмаш». Однако лишь его стараниями проблемы не решить. Возрождение богучаровской жемчужины — серьезная и непростая задача. Но она точно стоит того, чтобы постараться ее решить. Ведь в данном случае речь идет не просто о церкви — о важнейшей части нашей культуры, наших истоках, которые необходимо сохранить. История храма и колокольни полна интереснейших событий. О том, как связаны церковь в Богучарово с семьей Жуковских, Италией и храмом Христа Спасителя в Москве, «Молодой коммунар» обязательно расскажет в следующих материалах.