Неизвестный герой обороны Тулы
09 октября 2021 08:15
Автор: Елена СОЛОМАТИНА
Фото: из открытых источников
В одной из витрин Тульского государственного музея оружия – рядом со знаменитым ППШ – экспонируется еще один пистолет-пулемёт времен Великой Отечественной войны. О нем нечасто вспоминают эксперты, ещё реже – любители, между тем именно это оружие в грозном 1941 году помогло нашим прадедам защитить Тулу от врага. Судьба пистолета-пулемёта Коровина была такой же яркой и короткой, как и судьба его разработчика.
Неблагонадёжный…
Сергей Александрович Коровин родился в 1884 году в Харькове в семье мелкого государственного служащего. Окончив гимназию, поступил в Харьковский технологический институт, но уже в 1905 году был отчислен. Причина – участие в революционном движении, набиравшем силу в те годы в студенческой среде. Ждать ареста, обыкновенно следовавшего за исключением, Коровин не стал и спешно эмигрировал.
Молодой человек поселился в Бельгии в городе Герсталь под Льежем. И именно здесь сформировался как профессионал. Коровин устроился на один из заводов ведущей мировой оружейной фирмы Fabrique Nationale d’Armes de Guerre – эта компания на протяжении долгих лет тесно сотрудничала с Джоном Браунингом. Коровин получил редкую возможность участвовать в разработке и производстве перспективных образцов автоматического стрелкового оружия, сложнейших изделий точного машиностроения. В 1912 году он даже запатентовал оригинальную конструкцию самовзводного ударно-спускового механизма.
С одной стороны, Сергей Александрович получил передовой опыт, с другой – именно эта страница его биографии, по мнению некоторых исследователей, и помешала конструктору получить достойное признание на родине.
В 1914 году Сергей Коровин вернулся в Россию. Он очень хотел устроиться конструктором на Императорский Тульский казенный оружейный завод, но раз за разом получал отказ. Крест на его мечте поставило революционное прошлое – времена были неспокойные, и людям с такими страницами в биографии дорога на важные государственные предприятия была закрыта.
Вообще, информация о жизни Сергея Александровича крайне скупа – во многом из-за того, что он никогда не был, как это часто принято называть, конструктором первого эшелона. О жизни Коровина после возвращения на родину известно немного – потерпев поражение в Туле, он отправился в Петроград и несколько лет довольствовался едва ли не случайными заработками на различных производствах.
Вполне вероятно, что клеймо «неблагонадёжный» и вовсе могло поставить крест на его карьере, но революция 1917 года круто изменила судьбу России и заодно Сергея Александровича.
Большевики остро нуждались в профессиональных конструкторских кадрах – Первая мировая и Гражданская войны диктовали свои условия, вынуждая уделять самое пристальное внимание разработкам новых видов вооружения. Так что в 1920 году уже, казалось бы, похороненная мечта Сергея Коровина сбывается – он начинает работать на Тульском оружейном заводе конструктором стрелкового оружия.
История проигрышей
Первый свой служебный самозарядный пистолет Коровин сконструировал в 1923 году. В архивах сохранилось заключение Артиллерийского комитета: «Пистолет системы Коровина представляет больше преимуществ перед прочими системами пистолетов в смысле его постоянной готовности к бою и безопасности обращения. Функционирование всех его механизмов, даже при запылении, надежное. Полигон считает этот пистолет пригодным для вооружения комсостава». Конструкция образца, тем не менее, была очень сложной, да и весил он слишком много – 0,91 килограмма. Оружие требовало усовершенствования, и Сергей Александрович работал над ним до конца 20-х годов, но в 1930-м на очередных испытаниях его модернизированный пистолет уступил легендарному ТТ, в том же году поступившему на вооружение Красной армии.
Надо сказать, Сергей Коровин на протяжении всей своей жизни постоянно участвовал в оружейных конкурсах и практически всегда проигрывал. В результате среди тех, кто интересуется историей оружия, даже родилась версия об истинной причине его неудач. В различных трудах о судьбе конструктора периодически встречается любопытный намек – многие авторы считают, что Сергей Александрович в профессиональном кругу своим так и не стал.
Известно, что неизменным председателем всех конкурсных комиссий долгие годы был выдающийся российский и советский конструктор оружия, генерал-лейтенант инженерно-технической службы Владимир Григорьевич Фёдоров. А победителями конкурсов тех лет в большинстве случаев становились Василий Дегтярёв, Фёдор Токарев, Сергей Симонов и Георгий Шпагин. Трое из этой знаменитой четверки были учениками самого Фёдорова, а Шпагин – воспитанником Дегтярёва. Доказательств тому, что сей факт как-то влиял на решения комиссий, естественно, нет, однако для предположения они и не требуются.
К тому же версия с протекционизмом традиционно добавляет интереса к теме со стороны возможных читателей и авантюрного духа закрытой от широкой публики профессиональной деятельности представителей первого эшелона отечественной оборонки.
Как бы то ни было, удача улыбнулась Коровину лишь однажды. Гражданская версия его первого самозарядного пистолета привлекла внимание спортивного общества «Динамо», которое в те годы курировало всемогущее НКВД. В результате на свет появился ТК (Тульский Коровина), состоящий всего из 26 деталей. ТК был довольно популярным, его использовали чекисты и милиционеры, он даже получил определенное распространение среди старшего и среднего командного состава Красной армии, а также советских, партийных и комсомольских активистов. Эксперты утверждают, что пистолет, пусть и уступал западным аналогам по некоторым характеристикам, был очень надежен и служил владельцам верой и правдой долгие годы. В Центральном музее Вооруженных сил РФ хранится наградной пистолет ТК, принадлежавший Герою Советского Союза генерал-лейтенанту Павлу Фирсову – пистолет прошел с ним всю Великую Отечественную войну.
В грозный час
… К концу октября 1941 года Тула лицом к лицу встретилась с самым жестоким и страшным врагом за всю свою многовековую историю. С юга на город оружейников двигалась 2-я танковая армия под командованием «короля танковых ударов» генерал-полковника Гейнца Гудериана, которой противостояла измотанная в предыдущих боях 50-я армия. И тогда для помощи войскам городской комитет обороны формирует Тульский рабочий полк, состоявший из пяти истребительных батальонов общей численностью 1500 человек.
Вопросы с обмундированием и питанием удалось решить, но как быть с вооружением? Заводы эвакуированы, того, что нашли в старых запасах и принесли сами ополченцы, категорически не хватало. Положение становилось критическим. И тогда нашлась проектная документация по одной из разработок Сергея Александровича Коровина – пистолету-пулемёту. В 1930 году конструктор представлял образец на один из конкурсов, но ему предпочли пистолет-пулемет Дегтярёва. Спустя одиннадцать лет забракованное оружие стало одним из героев обороны Тулы.
Чему научили Коровина бельгийские оружейники – так это тому, что оружие должно быть практичным. История знает немало примеров того, как технически более совершенные образцы в реальном бою уступали «собратьям» попроще просто потому, что те были понятны солдатам, просты в содержании и починке, а следовательно – надежны.
И вот как раз ППК всеми вышеперечисленными характеристиками обладал. Ускоренное производство этого оружия было налажено на нескольких предприятиях города специально для вооружения Тульского рабочего полка. 30 октября 1941 года ополченцы с пистолетами-пулемётами Коровина приняли первый бой с наступающими танковыми частями вермахта на окраинах Тулы.
Во время войны Коровин продолжал работать на Тульском оружейном заводе, где по заданию командования разработал упрощённые варианты 82-мм миномёта БМ-37 и пистолета-пулемёта собственной конструкции. В самом конце войны участвовал в конкурсе по разработке первого отечественного автомата под промежуточный патрон 7,62 мм и впервые в мире сконструировал прототип автоматического оружия в компоновке «булл-пап». И опять проиграл: победителем был признан образец М. Т. Калашникова, ставший основой для принятого на вооружение Советской армии в 1949 году АК.
В последние годы жизни параллельно с Н. Ф. Макаровым, Ф. В. Токаревым и другими конструкторами Коровин разрабатывал пистолет, который должен был заменить ТТ.
С. А. Коровин скончался 9 апреля 1946 года. Похоронен в Туле.