Можно ли тульским десятиклашкам доверить руль?
22 сентября 2020 06:21

Автор: подготовил Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: соцсети
В Государственной Думе предложили законодательно разрешить россиянам водить машину с 16 лет. Аргументы таковы: в этом возрасте молодые люди уже могут жить отдельно от семьи — работать или учиться в другом городе. Возможность к этому времени получить водительские права будет как раз кстати. «Молодой коммунар» спросил своих читателей и экспертов, как они относятся к такой инициативе.
Лев ГАРИН, президент федерации автоспорта Тульской области:
— По статистике, чем моложе водитель, тем он опаснее на дороге. Решающее значение всегда имеет опыт, это доказано во всех странах. Начинающий водитель ещё не может принимать ситуационных решений в сложных дорожных ситуациях, а движение сегодня сами видите какое — количество транспорта всех видов на дорогах только растёт. А молодые люди любят ездить быстро, но пока не очень умеют это делать. В потоке, кстати, нужно подстраиваться под самого медленного — это одна из аксиом безопасного и комфортного движения в любой колонне.
По поводу ранней выдачи прав существует устоявшаяся мировая практика. Есть страны, в которых водительское удостоверение можно получить и в 15 лет, но к управлению транспортным средством такой водитель допускается лишь в сопровождении, например, родителей. И это его дисциплинирует, такие поездки выполняют воспитательную функцию. Получив опыт и достигнув определённого возраста, водитель может ездить один, но уже имея опыт.
Нужно учитывать и фактор состояния здоровья, потому что некоторым и в 35 лет предоставлять право управления автомобилем нельзя в силу особенностей психики. Часто звучат предложения установить верхнюю границу возраста водителя. Считаю, что права должны выдаваться или их действие приостанавливаться после тщательного медосвидетельствования.
Анна ТЕРЁШИНА, режиссёр:
— Мне кажется, 16 лет — вполне подходящий возраст. Как педагог, могу сказать, что дети сейчас очень быстро растут и развиваются. А машина — это уже скорее удобство и практичность, нежели, как раньше, предмет роскоши или «понты». На дорогах много «девяток» и «калин», которыми управляют молодые люди. Но не маркой определяется стиль вождения и не возрастом, а конкретным человеком, его характером.
Как, к слову, и не полом, а то ведь, помимо ранней выдачи прав, звучат и шовинистические предложения не выдавать права женщинам. Я сама много лет за рулём, знаю, что у некоторым дам существует свой стиль вождения, но не всегда
Николай ТРУСКОВ, администратор:
— У нас, как всегда, кивают на опыт «передовых» стран, тех же США, где права выдают в 16 лет. Но забывают, что там существует ряд ограничений: молодой водитель не может ездить в тёмное время суток по неосвещённым дорогам, не может использовать автобаны. Да и полиция там работает не в пример жёстче, контролируя дорожное движение. У нас же и совершеннолетние водители, выходя из автошкол, зачастую мало что умеют. О качестве преподавания говорили много и продолжают это делать, но воз пока и ныне там. Так что разрешать управлять автомобилем в 16 лет в России нельзя.
Скажу больше: тот же каршеринг устанавливает возрастной ценз на пользования своими автомобилями: не моложе 21 года и не менее трёх лет стажа. Но на тульских улицах мы видим, что водители арендованных авто ведут себя более нагло, чем остальные участники движения, не боятся нарушать правила, думая, что им за это ничего не будет. Это временное явление. В Москве, где услуга существует довольно давно, водители осознали, что каршеринг — такой же способ передвижения, что и личный автомобиль, а не возможность кататься как хочешь. Молодёжи за рулём арендных авто практически нет.
Любовь ИВАШИНЕНКО, психолог:
— Инициатива неплохая. Сегодня водительские права — некий атрибут взрослости, но не всегда их наличие означает, что владелец документа повзрослел морально, готов заботиться о себе и о других и ответственно относиться к поведению на дороге. Это, кстати, не только к автомобилистам относится. Посмотрите, как ведут себя на тульских улицах некоторые пешеходы. Водители подтвердят: часто они и провоцируют аварийные ситуации.
Так что в первую очередь нужно прививать людям ответственное отношение к жизни, к дороге. Как проверить, готов ли человек в 16 лет к такой ответственности, сказать сложно. Психологически выявить это возможно, но подобные глубинные тесты в практику допуска к управлению автомобилем пока не введены.
Евгений РЕБРОВ, ведущий мероприятий:
— На днях с одной знакомой обсуждали, что ей пора менять права (каждые 10 лет их обновлять надо, даже чаще, чем паспорт). Так вот, у неё возник вопрос: почему она должна пройти врачей и получить справку о состоянии здоровья, но не должна заново сдать экзамен на знание ПДД? Вопрос риторический.
Я много времени провожу за рулём, вижу, насколько много вокруг меня неадекватных водителей (хотя они, конечно, не считают себя таковыми). Так вот, говорить о возрастном цензе, думаю, не имеет смысла. Гораздо важней готовность выезжать на дорогу. Опасными могут быть и слишком старые (реакция уже не та), и слишком молодые (думают, что реакция уже та) водители. Я думаю, надо просто проводить раз в пять лет перепроверку знаний ПДД. И, например, лишать водительского удостоверения за неоднократные нарушения правил. Как было
Татьяна ВАСИЛЬЕВА, технолог:
— Мой отец водил автомобиль до 89 лет. Водил спокойно, ездил от дома до гаража или на дачу, редко на рынок. В отличие от большинства участников дорожного движения, никогда не нарушал правила и считал своим долгом пропускать всех, кто хоть
А вот за реакцией молодых водителей я часто наблюдала. Как нашей «пятёрке» сигналили, как крутили у виска или даже
Игорь АГУРЕЕВ, заведующий кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» Тульского государственного университета:
— Чем раньше молодой человек начинает учиться вождению,