Московская Олимпиада. 40 лет спустя
31 июля 2020 02:44
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: из архива С.КОПЫЛОВА
Самый титулованный советский велосипедист, лучший велосипедист мира 1982 года по версии Международного союза велосипедистов (UCI), профессиональную карьеру он начал рано — свой первый чемпионский титул Копылов выиграл за два дня до совершеннолетия, 27 июля 1978 года. Став чемпионом Советского Союза, Сергей Копылов вошёл в олимпийскую сборную страны, а уже после московских стартов трижды становился чемпионом мира.
Тренерская карьера, которую велосипедист начал было после ухода из большого спорта, не была долгой. Но и сегодня Копылов не сомневается: Тула — столица велоспорта страны, и наши гонщики себя ещё покажут.
— Сергей Владимирович, как вспоминаете свои первые шаги в спорте?
— Я пришёл на тульский велотрек вслед за старшим братом (Виктор Копылов (1952–2010) — неоднократный призёр чемпионатов СССР в спринте и чемпионатов мира в гонках на тандемах.— Д. Л.), и для меня занятия спортом сразу стали естественными, я очень быстро полюбил наш велотрек. Бетонный, скоростной… Это было ещё до первой реставрации, старожилы говорили, что покрытие сделано из
Мне трудно объяснить свои быстрые успехи: я просто тренировался, и всё. Брат тоже тренировался, но уже в молодом возрасте я обошёл его по достижениям. Никакой ревности, никаких обид не было. Мы оба понимали: в спорте нет родственников — есть только соперники. Но именно в тот период, когда я начинал, в Туле сформировалась особая плеяда спринтеров, с которой мне посчастливилось работать. Меня звали в Москву, но я не уехал, потому что считал: где родился, там пригодился. И в итоге не ошибся!
— На
— С Лутцем мы до сих пор дружим, перезваниваемся иногда, а общаться начали сразу после нашего первого чемпионата мира среди юниоров. Это была часть моей тактики: ведь чем больше общаешься с человеком, тем больше о нём знаешь и тем проще его опередить. Я не раз побеждал Лутца, но то, что случилось в полуфинале Олимпиады, мне до сих пор трудно объяснить… Собравшись с силами после этой гонки, я поздравил его с победой и именно тогда понял, что уж бронзу я упустить не должен!
— Так и случилось! А как вообще вспоминаете 1980 год в Советском Союзе и себя в нём?
— Мне было всего 19, но я понимал, что готовлюсь к главному старту в своей жизни. Напряжение сильнейшее, поскольку до последнего дня решалось, кто же будет участвовать в спринте, я или ещё один наш гонщик Сергей Журавлёв. Олимпиада была, с одной стороны, праздником для страны, но с другой — невероятным напряжением всех сил, возможностей. Необходимо было доказать: мы лучшие, так что проигрывать было нельзя. На трибунах, во всех помещениях, вокруг тебя — всегда много руководства и людей из контролирующих органов. Я выходил на старт с главной мыслью: я — армеец и должен защитить ЦСКА.
Мама с папой болели за меня в Туле, и перед ними я тоже был в долгу. Они смотрели прямую трансляцию, видели все мои заезды и были очень рады, когда я привёз бронзу. Потому что в спорте есть самые обидные места: второе и четвёртое. Второе — потому что ты остановился в шаге от победы, а четвёртое — потому что в шаге от пьедестала и без медали.
— Как вас встречала Тула?
— Это было ликование! Мы собрались на футбольном стадионе «Арсенал», трибуны были полные. Сначала поздравляли Виталия (Петракова, чемпиона Олимпиады в командной гонке на 4000 м.— Д. Л. ), потом меня. Звучало моё имя, его скандировали трибуны, ну как тут было не «поплыть»? Но я удержался, потому что в голове были две главные мысли.
— Сегодня российские олимпийцы получают солидные вознаграждения за свои победы, а чем отблагодарила Родина вас?
— Я получил 1500 рублей премиальных и квартиру в Туле, а также звание «Посол мира».
— В
— Вместе со всей страной. Соцстраны тогда отказались от выступления в США. Обидно? Да нет, не было, потому что нам внушали важность этого решения, и мы её
— Впереди были
— Давайте по порядку. Надо признать: хороший спортсмен — не всегда хороший тренер. И даже более того, хорошими тренерами становятся те, кто не достиг больших успехов в спорте — они реализуют себя в своих воспитанниках. Что касается
— А сейчас, как вы считаете, конвейер по подготовке чемпионов в Туле действует?
— Безусловно. Как я и сказал, он никогда не останавливался. Тула — велосипедная столица, бренд России. Правда, сейчас совсем другие отношения. Тула куёт талант, а Москва его забирает, потому что считается, что там лучшие условия для становления. Там есть треки, базы для сборов и так далее. Отчасти согласен, Туле этого не хватает, ведь
— А что сегодня, кроме больших денег, может привлечь молодых людей в спорт?
— Вы сказали о деньгах, и это верно, но, прежде чем начать их зарабатывать в нашем виде, нужно немало вложить. Велосипедный спорт — очень дорогой, профессиональные машины стоят бешеных денег, как и экипировка. В советское время спринтеры ездили на голландских и итальянских велосипедах, а про командников, которые гоняли на оте — чественном оборудовании, мы шутили, что их машины сварены из водопроводных труб. Плюс — высокая опасность травм, как на бетонном, так и на деревянном треке. Большие деньги зарабатывают лишь единицы спортсменов, основная же часть — бессребреники и энтузиасты…