Моральный вред подорожал
24 июля 2022 15:28
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: из открытых источников
Хранить информацию на электронных носителях, безусловно, удобно, однако иногда подводят и они. Когда Андрей Н. обнаружил, что файлы, необходимые для разработки важного проекта, куда-то исчезли из памяти флешки, очень расстроился.
«Высоко-квалифицированные» специалисты
Что современный человек в первую очередь делает в подобного рода ситуациях? Правильно: заходит в интернет и ищет информацию о том, как решить проблему. Ответ на запрос Андрея «восстановить утерянные файлы на флешке» нашелся практически мгновенно. Некая компания, как было сказано на сайте, «работающая по всей России», предлагала услуги по восстановлению информации на всех типах носителей. Фирма гарантировала качественную диагностику и эффективную работу высококвалифицированных специалистов. Что для Андрея было особенно важно: ее сотрудники готовы были оперативно выехать на дом к клиенту, тут же протестировать устройство и сообщить: можно восстановить файлы или нет. Выезд на дом и консультация — бесплатные.
Андрей позвонил по указанном на сайте телефону — и уже через пару часов у него дома были два молодых человека. Тестирование заняло пару минут, диагноз звучал неутешительно: никаких шансов вернуть потерянное нет. «Высококвалифицированные специалисты» посочувствовали Андрею, тем не менее за свои услуги выставили счет: 800 рублей. Он удивился: на своем сайте фирма обещала бесплатную консультацию. Ребята пожали плечами и снизили цену до 700 рублей. В итоге сторговались на 500. Разумеется, никаких договоров об оказании услуг представители компании заключить не предлагали, квитанции об оплате не оставили...
Вечером Андрей встретился с другом, рассказал ему о том, что случилось, и он посоветовал отвезти злосчастную флешку знакомому мастеру. Тот покопался в устройстве — и сумел быстро восстановить файлы. Денег, к слову, не взял: объяснил, что неловко — работа пустяковая.
Сколько стоят ключи
Просто так лишиться 500 рублей — неприятно, однако ущерб Алёны оказался более серьезным. У девушки возникли проблемы с ноутбуком — он постоянно глючил, периодически зависал. Алёна решила пригласить мастера — по объявлению, которое незадолго до этого нашла в своем почтовом ящике. Парень отозвался, приехал, взял ноутбук — сказал, что посмотрит его дома. Договор на указание услуг, надо признать, составил.
А на следующий день привез устройство — вроде бы в нормальном, рабочем состоянии. Правда, всю информацию, которая там была, мастер удалил. И установил новые программы. Алёна включила ноутбук, попыталась открыть одну программу, другую, — ничего не получается. «А что вы хотите, — сказал парень. — Они же лицензионные, значит, требуются ключи». И попросил за ключи, а также выполненную работу... 20 тысяч рублей. Алёна решила, что деваться некуда — ноутбук ей был нужен срочно, — и отдала деньги.
— Ремонт компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов — непростая история, — комментирует ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Вадим Соломатин. — Рискованно отдавать в руки устройство незнакомому мастеру из непонятной фирмы, при этом не заключая договор, в котором указаны все реквизиты фирмы. И документ, подтверждающий оплату, вы имеете полное право требовать — иначе как потом доказать, что ремонт оказался некачественным, или сумма, которую вы были вынуждены заплатить, не соответствует тому, что указано на сайте? К сожалению, Алёне в этой ситуации помочь практически невозможно, тем более что ни квитанции, ни какого-либо другого документа, подтверждающего оплату, мастер ей не оставил...
Ламинат вместо кварца
Несоответствие реальной услуги/товара описанию на сайте — к сожалению, распространенное явление, которое является прямым нарушением Закона о правах потребителей.
Евгения Павловна вместе с мужем выбрала столешницу на кухню — красивую, элегантную и, главное, термостойкую. Вместе с опорой столешница стоила около 23 тысяч рублей. В описании на сайте мебельного магазина подробно описывались свойства материала, из которого она изготовлена: закаленный кварц, выдерживающий до 300 градусов тепла. Столешницу купили и смонтировали. Однако уже через пару дней на ней появились трещины после того, как Евгения Павловна поставила на нее кастрюлю. О случившемся женщина рассказала соседу, неплохо разбирающемуся в современных строительных и отделочных материалах. Тот обследовал столешницу и огорошил хозяйку: по-другому и быть не могло, так как она сделана не из кварца, а из ламината, высокой термостойкостью не обладающего.
Евгения Павловна и ее супруг отправились в магазин и попросили заменить товар на тот, что был представлен на сайте, однако им отказали.
— В соответствии со статьей № 10 Закона о защите прав потребителей, продавец обязан своевременно предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность правильного выбора. В том числе — информацию о потребительских свойствах товара, — говорит заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Елена Осенкова. — Так что Евгения Павловна имела право требовать замены столешницы на кварцевую. Наши специалисты подготовили иск в суд в защиту потребителя, о чем известили магазин. На этот раз реакция была адекватной. Администрация магазина вышла с инициативой заключить досудебное мировое соглашение. Евгении Павловне заменили товар и выплатили неустойку...
ИП — нет, а долги есть
Сотрудники магазина поступили совершенно правильно: если бы дело дошло до суда, то, скорее всего, им пришлось бы заплатить значительно больше. С ИП «Петренко» (фамилия изменена), например, суд взыскал в пользу потребителя более полумиллиона рублей.
Эта история началась два года назад. Супруги Вербицкие заказали Петренко набор кухонной мебели по индивидуальному проекту на общую сумму 255 тысяч рублей и перечислили предоплату — 161 тысячу рублей. В договоре был указан срок исполнения заказа: 3 июля 2020 года. Однако к этому времени мебель не была изготовлена. Предприниматель перенес срок доставки, потом еще раз... Вербицкие находились с ним в постоянной переписке в течение нескольких месяцев. Какое-то время надеялись, наконец, получить свою кухню, потом перестали надеяться и потребовали вернуть аванс. В итоге — ни кухни, ни денег.
— Единственный выход в подобных ситуациях — суд. К слову, в тот момент, когда дело рассматривалось в суде, выяснилось, что ИП Петренко уже не существует в своем юридическом статусе, — отмечает Елена Осенкова. — Однако, согласно российскому законодательству, даже если ИП больше не осуществляет предпринимательскую деятельность, это не освобождает его от ответа по обязательствам, закрепленным в договоре...
Сумма, которую теперь придется выплатить бывшему предпринимателю, — 558 тысяч рублей. В нее входит возврат предоплаты, неустойка, судебный штраф за отказ добровольно выполнить требования потребителя. А также компенсация морального вреда — 50 тысяч рублей.
Сумма внушительная, но не случайная. Специалисты отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области отмечают: в последнее время судебная практика в отношении компенсации морального вреда в делах, связанных с нарушением прав потребителей, изменилась, ее размер перестал быть символическим. Об этом стоит помнить недобросовестным продавцам товаров и услуг, пытающимся увильнуть от исполнения своих обязательств.
Ирина СКИБИНСКАЯ.


