Магазин виртуальный, деньги реальные

Назад

21 мая 2021 06:23

 0
Общество

Автор: рубрика Ирины СКИБИНСКОЙ

Фото: из открытых источников

Когда Наталья Н. впервые обнаружила, что куртка её 14-летнего сына Никиты пахнет табаком, поговорила с ним о вреде курения, о том, что это давно уже не модно, напротив, в тренде – здоровый образ жизни и спорт. Беседа была доверительной, Никита аргументы мамы услышал и с ними вроде бы согласился…

«Вам уже исполнилось 18?»

Однако через пару месяцев одежда подростка вновь стала пахнуть сигаретами, а в кармане его пуховика Наталья нашла три новенькие пачки. Женщина удержалась от искушения устроить сыну скандал, но на этот раз поговорила с ним строго и наказала. А потом решила узнать, в каком магазине Никите продали сигареты: он несовершеннолетний, выглядит на свой возраст, значит, кто-то нарушил законодательство намеренно. Парень сначала отмалчивался, а потом признался, что купил табак через интернет — приятели подсказали.

Наталья решила провести эксперимент и зашла на тот самый сайт. Интернет-продавец предлагал широкий выбор сигарет и алкоголя. На странице, правда, всплыла табличка с вопросом «Вам уже исполнилось 18 лет?», но она тут же исчезла после того, как Наталья кликнула «да». Несколько дней назад то же самое сделал 14-летний Никита, прекрасно понимая, что в интернете, в отличие от магазина, его никто не попросит показать паспорт. Наталья обратилась в Роспотребнадзор с жалобой.

— Дистанционная торговля алкогольной, табачной, никотиносодержащей продукцией и кальянами российским законодательством запрещена в принципе,— комментирует заместитель начальника отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Ольга Елистратова.— Кроме того, закон запрещает продажу таких товаров несовершеннолетним. Мы проверили сайт, убедились в том, что он действительно нарушает запрет, и обратились в суд с требованием приостановить его деятельность. А всего за 2020 год и четыре месяца 2021 года по искам управления Роспотребнадзора по Тульской области в судебном порядке было заблокировано более ста подобного рода сайтов.

Аспирин с доставкой на дом

Интернет-торговля, к которой мы уже привыкли, всё же относительно новый формат, поэтому законы и правила, регулирующие эту сферу, постоянно обновляются. Иногда коррективы вносит сама жизнь: в начале пандемии и всеобщей самоизоляции возникла необходимость разрешить дистанционную продажу лекарственных препаратов — до этого она тоже была запрещена. Прошел год, антиковидный режим за это время значительно смягчился, однако новые правила продолжают действовать.

Конечно, не все лекарства можно приобрести дистанционно. Препараты, содержащие более 25 процентов этилового спирта, медикаменты, отпускаемые только по рецепту, а также психотропные и наркотические средства по-прежнему разрешено покупать только в аптеке…

Еще одно важное ограничение: дистанционными продажами лекарств не может заниматься ИП, эту деятельность должны осуществлять только аптечные организации, имеющие лицензию и специальное разрешение Росздравнадзора. Так что если вы сомневаетесь в надежности продавца, его можно проверить через реестр выданных разрешений на сайте roszdravnadzor.gov.ru. Принимая заказ, менеджер обязан проинформировать вас о показаниях к применению препарата, особенностях его взаимодействия с другими лекарствами, сроке годности, правилах хранения и, конечно, цене.

— Отказаться от заказа можно на любом этапе, даже после того, как его доставили по вашему адресу,— разъясняет Ольга Елистратова.— Но только при одном условии: если вы еще не успели его оплатить. Здесь действует такое же правило, как и в обычном магазине: лекарство надлежащего качества обратно сдать невозможно, даже если вы только что расплатились и не успели вскрыть упаковку. Но доставку при этом придется оплатить…

Железные продавцы

Еще один вид дистанционной торговли — вендинг, то есть торговля с помощью автоматов (кофейных, снековых, газетных, для налива воды, печати фотографий, ксерокопий и т. д. ). Такие аппараты ставят там, где собирается много людей: в торговых центрах, кинотеатрах, больницах, на вокзалах. Торговые автоматы очень удобны, но иногда, как и любая техника, дают сбои.

Андрею П. не повезло: его подвел автомат у зала кинотеатра, куда он пришел с девушкой. Дама захотела колы, и Андрей решил купить для нее бутылочку. Агрегат, урча, прожевал двухсотрублевую купюру, однако ни колы, ни сдачи не выдал. Самое любопытное, что железный продавец оказался абсолютно анонимным: ни адреса владельца, ни телефона, по которому можно было бы предъявить претензию, на корпусе указано не было.

— Жалобы на некорректную работу торговых автоматов раньше к нам поступали достаточно часто,— отмечает Ольга Васильевна.— Надеемся, их станет значительно меньше. С января этого года, согласно Правилам продажи, владельцы аппаратов обязаны сообщать о себе полную информацию: наименование организации, ОГРН, место нахождения и адрес, режим работы, номер телефона, электронную почту. А еще — правила пользования автоматом и способ возврата денег, если покупатель не получил товар или сдачу. Так что теперь выяснить отношения с «железным продавцом» станет значительно проще.

Вы спрашивали

Ольга, Суворовский район:

— У меня сломался холодильник, решила купить новый. Заказала в одном из интернет-магазинов, мы оговорили срок доставки: через пять дней, с 9 утра до полудня. Пришлось отпрашиваться с работы. Просидела весь день, но товар так и не привезли. Еле дозвонилась, сказали, что у них машина сломалась, привезут на следующей неделе. На этот раз на работе пришлось брать один день без оплаты. Холодильник опять не привезли. Доставили с третьей попытки, но совершенно другую модель. Я, конечно, отказалась. Меня возмутило такое отношение к покупателю. Есть ли возможность как-то наказать магазин?

— В этой ситуации есть нюансы. Если вы заранее оплатили покупку, то можете требовать с продавца неустойку: 0,5 процента от уплаченной суммы за каждый день просрочки,— отвечает начальник отдела защиты прав потребителей Надежда Андрианова.— Если же планировали отдать деньги при получении товара, то «наказать» магазин будет значительно сложнее. В этом случае можно попробовать через суд взыскать с продавца компенсацию ущерба (рабочий день без оплаты, расходы на транспорт или почтовые отправления, если они были и вы можете это доказать), а также морального вреда. А дальше — как решит суд. Успех не гарантирован, но попытаться стоит…

Алексей Николаевич:

— Мы купили стиральную машину, довольно дорогую. Когда доставили, я, прежде чем отдать деньги и подписать договор купли-продажи, внимательно ее осмотрел, никаких изъянов не увидел. А когда решил установить, снял машинку с деревянного поддона — и выяснилось, что одна из ее ножек деформирована и вдавлена в корпус. Это серьезный дефект, ведь очень важно, чтобы машинка стояла ровно. Магазин обратно принять товар отказывается.

— Ситуация сложная. В соответствии со статьей 459 Гражданского кодекса РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда договор купли-продажи считается исполненным,— говорит Надежда Андрианова.— Для того чтобы вернуть деньги, надо будет доказать в суде, что это не вы случайно повредили ножку стиральной машины, а дефект появился раньше, во время погрузки или перевозки.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных