Любовная коррида
17 сентября 2024 05:16
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: предоставлены Тульским академическим театром драмы
Тульский академический театр драмы открыл
Мавританский орнамент
Пётр Орлов — известный и востребованный в России театральный режиссер, он поставил около ста спектаклей в театрах Москвы, Тамбова, Калуги, Самары, Челябинска, Владимира, Хабаровска, Пензы и других городов. «Собака на сене» — первая работа Петра Гарриевича в тульском театре. Дебют эффектный.
Хотя риск в выборе пьесы, безусловно, присутствовал: зрители хорошо помнят и любят культовую киноверсию «Собаки на сене» режиссера Яна Фрида с Маргаритой Тереховой и Михаилом Боярским в главных ролях, Арменом Джигарханяном, Николаем Караченцовым, Еленой Прокловой, Игорем Дмитриевым и Зинаидой Шарко в ролях второго ряда и прекрасной музыкой Геннадия Гладкова. Кажется, невозможно себе представить другую Диану, другого Теодоро или Тристана, а главное — другую атмосферу. Фильм был легким, лучезарным и очень смешным. А спектакль получился иным, прежде всего — очень испанским, с элементами фламенко и корриды как метафоры вечного противоборства гордости и страсти, любви и ревности, мужчины и женщины...
Да, конечно, это комедия, но не такая солнечная, как у Фрида. В основе интриги пьесы Лопе де Веги — невозможность быть вместе влюбленным разного социального статуса, в этом заключается момент серьезности, драматизма, и время от времени комедийную атмосферу действа омрачает тень печали и разочарования.
Магия фламенко, щелканье кастаньет и резкий звук складывающегося веера (так Диана «ставит точку» после очередной язвительной фразы), — ритмическая партитура спектакля полифонична и изысканна, как мавританский орнамент.
Визуальное решение постановки также впечатляет: гипнотическое кружение красного плаща матадора, перемещающиеся модули декораций, две изящные беседки для монологов и любовных поединков Дианы и Теодоро — то сближающиеся, то разъезжающиеся в противоположные стороны (художник-постановщик — заслуженный художник России Александр Дубровин). Постоянное, плавное, удивительно музыкальное сценическое движение вовлекает персонажей в невероятный круговорот событий...
Две Дианы
Спектакль насыщен яркими и остроумными деталями, он сделан, что называется, подробно, со вкусом. В тульской постановке «Собаки на сене» также звучат песни и куплеты на оригинальные тексты, написанные Вениамином Найманом (музыкальное оформление — заслуженный работник культуры РФ Лариса Козлова).
И несколько слов об актерском составе. Диану «в очередь» играют две очаровательные актрисы с разным сценическим имиджем и темпераментом: Лариса Киеня и Инна Медведева. Автор этих строк видела спектакль с Ларисой Киеня в главной роли. Ее Диана — внешне неприступная,
но на самом деле уязвимая и хрупкая. Она растеряна и, кажется, не знает, что делать с новым, внезапно обрушившимся на нее чувством. «Кто мало видел, много плачет» — это как раз про нее...
Красавца Теодоро играет Артём Стребляк — этакий горделивый тореро, укрощающий то влюбленную в него Марселу (Евгения Дороничева), то Диану.
В спектакле много запоминающихся ролей: слуга Фабьо (Александр Сторожев), Тристан (Ян Воробьёв), маркиз Рикардо (Александру Барактари) и другие.
Отдельно хочется сказать о костюмах — они изобретательно придуманы и очень красивы (художник по костюмам — Елена Погожева).
Театральный редут
Все три премьерных показа спектакля по комедии Лопе де Веги прошли с огромным успехом.
Однако отдыхать актерам было некогда: буквально на следующий день труппа отправилась в Москву на фестиваль «Суворовская площадь — Театральный редут». Тульские артисты представили на сцене Центрального академического театра Российской армии спектакль по пьесе Рагима Мусаева «Свадебное платье для аксолотля. Сны». Этюды эпохи СВО поставила режиссёр Анна Терёшина. Премьера состоялась в прошлом сезоне. Эта постановка прошла предварительный отбор Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и получила статус «Соискатель». Будем надеяться, она войдет в число победителей — результаты конкурса будут объявлены на торжественной церемонии в начале следующего года.
Новый,