Ликвидация грамотности
24 сентября 2021 08:20
Автор: Олег ХАФИЗОВ
Фото: из открытых источников
Сейчас формируется уклад, который называют трансиндустриальным – роботизация, искусственный интеллект, аддитивные технологии, а в целом – обслуживание глобализации. Экс-младокоммунаровец писатель Олег Хафизов объяснил, чем всё это оборачивается для обычного человека, не мудрёно, но доходчиво…
Из недавних технических новостей меня как писателя особенно поразило сообщение о том, что в Германии изобрели цифровую ручку под названием Lernstift («учебная ручка»), которая… сама учит человека красиво писать. Вы просто берете этот лернштифт и начинаете писать первое, что приходит в голову, а когда ваша рука начинает дрожать или уклоняться в сторону от идеала, ручка-учитель зудит вибратором.
Что же заставило этот практичный и не склонный к розыгрышам народ изобрести такую строгую ручку? И что позволяет им надеяться, что в интернет-магазинах ручка пойдет нарасхват? Увы, известные своим каллиграфическим почерком потомки Гёте и Шиллера почти совсем разучились писать рукой. И не только они, но и потомки Шекспира, Вольтера, Сервантеса, Данте и, разумеется, Пушкина.
Все современные люди, которых условно называют «европейцами», пишут как курица лапой, с трудом способны заполнить какую-нибудь ведомость печатными буквами, едва могут разобрать чужой почерк, а иногда – и свой собственный. Даже люди таких «письменных» профессий, каковы писатели и журналисты, давным-давно променяли перо на клавиатуру. Что же говорить о тех, кто и во времена всеобщей ручной письменности брался за стило несколько раз в год, чтобы надписать поздравительную открытку родным?
Исходя из научных исследований, подтверждающих то, что и так ясно любому грамотному человеку, шведские ученые пришли к выводу, что через пятьдесят-семьдесят лет с ручной письменностью будет покончено.
«Ну и что?» – воскликнет оптимист. Мы ведь не переживаем из-за того, что покончили с тяжеловесным искусством клинописи, забросили тростниковые палочки, кисточки для туши и гусиные перья? Вспомните, как возмущались представители old school, когда на рынке появились печатные книги, и искусство рукописной книги стало приходить в упадок. Разве мы стали хуже оттого, что перебираем клавиши вместо того, чтобы выводить линии и завитушки?
Увы, стали.
Письмо – это сложный умственный процесс преобразования звуковой информации в графическую. Во время письма мы не просто изображаем слово на бумаге, но сначала создаем его образ в воображении, мысленно проговаривая его. Пишущий человек постоянно тренирует свой мозг и, следовательно, становится умнее.
Исследования американских ученых показывают, что студент, записывающий лекцию от руки, при этом мысленно ее обобщает, передает своими словами и запоминает, так что фактически усваивает материал уже во время его записи. А студент, набирающий текст на клавиатуре, должен еще перечитать лекцию три-четыре раза, чтобы ее запомнить. Что же говорить о тех, кто фотографирует лекцию с доски телефоном, а потом выступает на экзамене «под фанеру», не понимая и половины произносимых слов! Короче говоря, ученые считают, что «человек пишущий» мыслит более обобщенно, более образно, более сложно.
А еще… он точнее стреляет из лука. И поэтому китайские и японские правители предпочитали набирать в лучники людей, мастерски владеющих каллиграфией.
Итак, лучные войска мы загубили. На очереди пращники и метатели дротиков.
Сегодня американских детей обучают «ручному письму» в детском саду и первом классе (до шести лет), а затем переходят на клавиатуру. В Финляндии отменили обучение письму с 2016 года. А в Швеции детям вместо ручек выдают устройства, преобразующие напечатанный текст в рукописную форму.
В Британии письменности пока учат, но после сдачи зачета по прописям сразу переходят на печатные буквы, которыми почти все и пользуются, с трудом понимая знаменитый английский слитный почерк, которым владеют только… иммигранты из России.
Что касается нашей страны, то мы гонимся за Западом как в хорошем, так и, особенно, в плохом, а затем и перегоняем его. У нас чистописанию уделяют полгода в первом классе, а потом переходят к разным аспектам грамматики. Если же класс подбирается более-менее грамотный, то чистописание могут вообще опустить.
С безобразным почерком теперь не борются, за красивый – не поощряют.
Нельзя сказать, чтобы думающие люди, как у нас, так и за границей, не понимали опасности тотальной безграмотности, а иначе – для чего они изобрели волшебную ручку?
В интернете и многочисленных блогах вы найдете обучающие видеоуроки по чистописанию. В интеренет-магазинах – учебники по обучению и «трансформации» письма. Не знаю, как у нас, а в США открываются также и двухнедельные курсы, на которых людей любого возраста учат писать – точь-в-точь, как в советском ликбезе 20-х годов прошлого века.
Остается надеяться, что шведские ученые просчитаются, чистописание войдет в моду на Западе, а затем, как обычно, перекинется и в Россию, где к тому времени с заборов исчезнет даже знаменитое слово из трех букв.
Но вместо «лернштифта» я бы рекомендовал использовать методику, которую применяла наша учительница младших классов Марья Петровна.
Марья Петровна была невероятно консервативной даже для того, довольно строгого времени. До третьего класса она запрещала нам пользоваться чернильными ручками с закрытым пером, поскольку, по ее мнению, они портят почерк. А о шариковых ручках, которые не пишут с нажимом, как в прописях, и думать было нечего.
Уроки чистописания, которые Марья Петровна дополняла мастер-классами по штопке и вышиванию, развили во мне такую изощренную мелкую моторику, такую образность мышления и усидчивость, с которой я до сих пор не могу справиться – и всё же мне ни разу не удалось подняться в своем рейтинге чистописания выше среднего уровня.
Каково же приходилось двоечникам? Как наяву я слышу гулкие удары о доску головы нашего второгодника Гены Тетерина, который опять выполнил домашнее задание «как курица лапой».
Вы скажете: но это же дикость, средневековье. А между тем, Гена не испытывает к Марье Петровне ничего, кроме благодарности. На днях рядом со мной на улице остановился огромный сияющий джип, и из него выскочил этот успешный человек, которому не давалось чистописание.
Марья Петровна не зря била Гену головой о доску. Он поумнел и стал миллионером.