Кто придёт в школу будущего?
28 мая 2021 05:48
Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА
Фото: пресс-служба ТГПУ им. Л. Н. Толстого
В послании депутатам Тульской областной Думы и жителям Тульской области губернатор Алексей Дюмин сформулировал ряд задач в сфере социально-экономического развития. Одним из приоритетов он обозначил современную подготовку высококвалифицированных кадров и закрепление их в регионе. Это большая серьёзная работа, основы которой закладываются в школе, при этом многое зависит от личности учителя.
Профильный педагогический вуз… должен стать кузницей современных кадров с нестандартными подходами к образовательному процессу. Мы должны выявить лучших внутри области, а при необходимости — привлекать перспективных специалистов из других регионов. Разработать систему материального поощрения за внедрение передовых образовательных программ и методик»,— говорится в послании губернатора Тульской области.
Говоря о современной высшей школе, в особенности о педагогическом вузе, ректор Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого Владимир Панин отмечает главную тенденцию — динамичную изменчивость мира. И образовательный процесс объективно должен этой динамике соответствовать.
Учить = учиться
— Хорошим тоном стало сетовать на то, что знания и навыки детей не повторяют опыт родителей, а тем более бабушек и дедушек,— замечает он.— Да, они другие, школа тоже изменилась, но ведь и жизнь совсем не та, что прежде: задачи, которые стоят перед будущими специалистами во всех сферах, отличаются — и порой кардинально — от того, «что было раньше». Уже в сегодняшнем мире трудно себе представить, что усвоенный в юном возрасте объем информации даёт «кусок хлеба» на всю жизнь. То есть это, конечно, допустимо, но не в тех случаях, когда мы говорим об успешности. А губернатор ориентирует нас на подготовку именно успешных и профессионально зрелых специалистов, и в первую очередь — учителей. Это значит, что мы должны приложить все усилия, чтобы наши выпускники были готовы к постоянному восприятию нового, понимали, что учёба — это непрерывный процесс.
Что касается фундаментальной основы — базовых знаний, то здесь, казалось бы, можно и успокоиться: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого прочно обосновался в первой тройке профильных вузов в самых престижных рейтингах. Но руководство университета,
Так, преподаватели и студенты факультета математики, физики и информатики активно включились в совместный проект министерства образования Тульской области, ТГПУ им. Л. Н. Толстого и ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», который ставит своей целью повышение уровня функциональной грамотности учащихся.
В рамках прохождения учебных практик студенты 1–3 курсов подготовили комплект заданий, развивающих математическую грамотность учащихся. Их проекты помогли составить первоначальный вариант тестов для проверки математической грамотности школьников 6, 7, 8 и 9 классов. В настоящее время проходит апробация этих
В проект включились также преподаватели и студенты факультета русской филологии и документоведения — они разрабатывают задания для повышения читательской грамотности. Зачем?
— Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны,— считает декан факультета русской филологии и документоведения Н. А. Гаврилина.— Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему их функциональная грамотность и способствует.
Универсальные солдаты образования
Сегодняшнему учителю мало сосредоточиться на изучении избранного предмета. Работа с современным поколением детей и подростков требует от педагога всё большей универсализации, наличия дополнительных компетенций, в первую очередь в смежных областях знаний: психологии, лингвокультурологии, праве и т. д. Именно такое междисциплинарное сочетание можно наблюдать в подготавливаемых студентами научных работах: курсовых и дипломных проектах. Стремление к дополнительным знаниям в вузе приветствуется и поощряется.
Помимо знаний, получаемых в alma mater, студенты и магистранты ТГПУ им. Л. Н. Толстого могут рассчитывать на сравнительно новые возможности получения дополнительных компетенций. В том числе и в
В рамках договора между ТГПУ им. Л. Н. Толстого и Российским университетом дружбы народов об организации включенного обучения по дистанционным образовательным модулям студенты IV курса факультета русской филологии прошли обучение в одном из ведущих вузов России — Российском университете дружбы народов — по общеобразовательной программе «Деловая коммуникация» и получили итоговые сертификаты с отличием. И не только сертификаты. Как отмечают сами студенты, им удалось усовершенствовать навыки культуры делового взаимодействия.
В завершающемся учебном году студенты и магистранты ТГПУ им. Л. Н. Толстого прошли обучение на
Преподаватель, курирующий
«Глубокоуважаемые коллеги, добрый день. Прежде всего, благодарю вас за восхитительных студентов. Еще к последнему нашему занятию уже 5 человек из 8 набрали необходимую сумму баллов (с опережением выполнив задания), а 3 человека — набрали более 100 баллов, выполнив не по одному, а по два или три из заданий на выбор. 100 баллов — это большая редкость у моих обычных студентов, видимо, вы собрали в эту группу
Глобализация знаний
Глобализация всех мировых процессов не может не отражаться на образовании. И здесь трудно переоценить роль сотрудничества между вузами, научными институтами, практиками, причём не только в масштабах Российской Федерации.
В Тульском государственном педагогическом университете всегда было сильно это направление и сейчас оно продолжает развиваться. Например, в феврале 2021 года в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого прошла Зимняя психологическая школа «Психологический калейдоскоп: от смелых идей — к реальным практикам». Это и
Спикерами Зимней психологической школы стали ученые и практики из России (Казань, Москва, Тула), Канады (Онтарио), Донецкой Народной Республики (Донецк). Ещё более обширной была и география участников Зимней психологической школы. Среди них — преподаватели, студенты и магистранты из государственных университетов Минска, Гродно, Барановичей (Белоруссия), Донецкого национального университета (ДНР); Силезского государственного университета (Катовице, Польша).
Слушатели отметили высокое качество подготовки и проведения мероприятий, в ходе которых удалось не только познакомиться с интересными малоизученными темами, но и систематизировать, обобщить, связать их с практикой, что очень важно как для практикующих, так и для начинающих педагогов и психологов.
Межвузовское взаимодействие — это серьёзная и ежедневная работа. Только в апреле нынешнего года в ТГПУ им. Л. Н. Толстого реализован ряд совместных проектов. Наиболее масштабный из них — Всероссийская
Также в апреле кафедра немецкого языка и управление международного образования ТГПУ им. Л. Н. Толстого провели
В ходе работы семинара обсуждались актуальные направления совершенствования качества преподавания немецкого языка, активные и интерактивные методы и формы работы, современные требования к профессиональной компетентности преподавателя немецкого языка, условия его развития и роста в условиях современного педагогического вуза.
От мероприятия к мероприятию подчёркивается важность современных академических обменов с ведущими вузами как внутри страны, так и за её пределами. Знакомство с передовым опытом работы должно вносить вклад в профессиональный рост специалистов в плане теоретической и практической подготовки. Эту же задачу решает сотрудничество с организациями образования. Студенты Тульского государственного педагогического университета прекрасно проявили себя, заменяя педагогов старшего поколения в период самоизоляции.
И снова в докладах и в процессе их обсуждения отмечалось, что подготовка учителя требует органичного сочетания наличия у выпускников фундаментальных базовых знаний с владением ими современными цифровыми технологиями, позволяющими в оперативном режиме находить любую необходимую информацию.
Гаджеты — это не игрушки
Ещё сравнительно недавно педагогическое сообщество с некоторым возмущением обсуждало перспективу внедрения электронных дневников для учащихся. На повестке стоял вопрос: нужны ли учителю все эти интернеты? Жизнь сама подсказала ответ на этот вопрос, расставив всё по местам. А пандемия коронавируса лишний раз доказала неправоту противников цифровизации образовательного процесса. Так что нервные дискуссии условной консервативной Марь Иванны с продвинутым, но шкодливым Вовочкой — дела давно минувших дней, хотя ещё и не преданья старины глубокой.
Сегодняшние студенты и будущие учителя уже с лёгкостью воспринимают лекции и семинары в режиме ВКС. Более того, не менее успешно сдают экзамены удалённо и так же защищают дипломные работы. И конечно, сами осваивают перспективные возможности глобальной сети в образовательном процессе.
Бесспорно, цифровизация способна изменить образовательный процесс кардинально. Вполне вероятно, что школьники будущего обречены не прочувствовать исканий Евгения Базарова. Возможно, для них это так же не близко, как для их родителей сочинения Василия Тредиаковского, чтением которых ещё Екатерина II наказывала проштрафившихся офицеров в качестве альтернативы ссылке. Да и о чём там Ярославна горько плакала на стене в Путивле, в советской школе интересовало, положа руку на сердце, совсем не многих.
Зато поколение миллениалов, как и последующие, точно знает, чего хочет. И стремится к новым знаниям, что называется, с младых ногтей. А когда речь заходит о выборе специальности, о дальнейшем профессиональном росте и карьерных возможностях,— тем более. И с этим приходится считаться.
Проекты по созданию интегрированной системы междисциплинарных исследований в области ИТ, апробации внедренческих практик, модернизации и активному продвижению направлений
Что даст создание на базе факультета института передовых информационных технологий? Студентам — возможность получить востребованную рынком специальность, соответствующую интересам, возможностям и амбициям каждого из них. Университету — возможность актуализации учебного процесса в соответствии с запросами экономики и социальной сферы региона, и страны в целом, эвентуальное создание новых востребованных реальным сектором направлений и специальностей. А Тульская область получит квалифицированных специалистов, знающих особенности конкретных производств и организаций, умеющих мыслить перспективно. В основе проекта — включение модуля дисциплин по выбору. Это предоставляет студенту возможность, не отходя от учебного плана, самостоятельно формировать свою образовательную траекторию. Авторы проекта, признавая, что предложенный ими механизм не является новым для ТГПУ, полагают всё же, что в рамках концепции он должен заработать
В принципе, подобная модернизация ожидаема и на других факультетах, в том числе и по специальностям педагогической направленности. Это подтвердит любой старшекурсник, отработавший период самоизоляции старших коллег в школе. Конечно, бабушек модуль дисциплин по выбору может повергнуть в шок — могли ли они в своё время отказаться, к примеру, от научного коммунизма?! 30 лет без такой замечательной науки страну не обрушили — это факт.
Химия — это очень интересно
Сотни и тысячи школяров разных поколений рискнут с этим поспорить. Потому что они не попали на первые уроки четверокурсницы факультета естественных наук ТГПУ Карины Логвиненко. Она уже на старте освоения азов агитирует за любимый предмет с помощью
— Мне самой очень нравится химия и хочется, чтобы мои ученики её любили,— говорит она.— И тут важно сразу понятно и наглядно показать, насколько это интересно.
Карина окончила школу в Донском. В их классе с наглядностью были проблемы: даже опытов на уроках не ставили, ограничивались их описанием в учебниках. Поэтому, только попав в университетские лаборатории, студентка поняла, чего она лишилась в самом подходящем для новых знаний возрасте. Примерно такая же история и у Ольги Буяновой из Кимовска.
Обе девушки готовы понять своих педагогов: опыты — это всегда определенный риск, а один учитель за целым классом может и не углядеть. Есть, конечно, небольшая ставка лаборанта, но её, бывает, занимает
— Вот если бы в суворовское училище,— почти стонут девочки.— Там тааакая лаборатория! И вовлечённость ребят в процесс обучения совсем на другом уровне.
Ольга уверяет, что наглядности занятиям прибавляют и рабочие листы, которые учитель по ходу урока заполняет вместе с учениками,— и сразу понятно: что конкретно удалось сделать целому классу за 45 минут. В суворовском училище листы пошли «на ура» — новацию поддержали и дети, и педагоги. Как и применение гаджетов на уроках. В традиционной школе с этим похуже. У старших товарищей только один совет начинающим: вы с ними построже!
— Думаю, нам как раз легче найти общий язык со школьниками именно
— Главное, не допускать фамильярности в общении,— поправляет её Дарья Давыдова. То есть, конечно, Дарья Михайловна — магистрант первого года обучения и по совместительству — заместитель декана по воспитательной работе. Какая уж тут фамильярность!
Дарья Михайловна уже сделала первые шаги в карьере. И это далось ей не просто так: с раннего детства она занималась танцами, увлекалась театром, находила время для рукоделия и лепки, сейчас вот открыла для себя новое увлекательное занятие — садоводство. А еще много читает и занимается спортом. Не стоит спрашивать, когда она всё успевает? Потому что Дарья Давыдова еще учится в магистратуре по специальности «Экономика».
— Думаю, что эти знания пригодятся и в школе, и в вузе, и в семье,— улыбается она.
Раскрыть потенциал каждого
Все люди талантливы, но не все осознают, в чём именно кроются их уникальные способности. В Тульском государственном педагогическом университете свой потенциал может раскрыть практически каждый.
Если говорить о науке, то публичные дискуссии в формате Science Slam уже прочно вошли в практику вуза. Аспиранты, магистранты и даже студенты в популярной форме рассказывают о своей работе и отвечают на вопросы. Юмористическая форма подачи знаний приветствуется, хотя вопросы обсуждаются порой очень даже не шуточные. Один из зачинателей этого движения — Иван Тетерин занимался популяризацией науки будучи студентом, аспирантом. Сейчас он кандидат наук, но «детище» не оставил — возглавляет проектный офис университета.
— Мы помогаем студентам, магистрантам, аспирантам работать над конкретными проектами различной направленности,— говорит он.— Это может быть сложный технически и технологически дорогостоящий проект, для реализации которого требуется найти заинтересованного в результате инвестора. А может быть и
Да, время в ТГПУ — один из самых ценных ресурсов. Именно потому, что одна из задач вуза — раскрыть творческий потенциал каждого. Более двадцати лет здесь работает Центр поддержки творческой инициативы студентов, входящий в систему внеучебной воспитательной работы университета. Мероприятия, включенные в целевую программу «Творческий потенциал студентов», носят комплексный характер и направлены на создание оптимальных условий для раскрытия творческих способностей, удовлетворение