Среда 20 октября

Кто остановит родительские войны?

Назад

27 ноября 2020 08:45

 0
Общество

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: соцсети

В тульских школах разрабатывают этические кодексы для родительских чатов в мессенджерах и назначают в них модераторов. Для того, чтобы виртуальные перепалки в подобных сообществах не перерастали в реальные схватки. 

Сумасшедший дом

— Я в этом сумасшедшем доме не участвую! Мне всё равно, что там решат,— я на всё согласна! — мама троих детей из Венёва Тульской области Татьяна Б. эмоционально реагирует на вопрос о родительских чатах, хотя сама состоит в двух — в школьном у старшего сына и в детсадовском у младшего.

По словам женщины, прийти к конструктивному единогласному решению в чатах редко когда удаётся, причём споры ведутся практически по любому вопросу. На этой неделе родители дошколят обсуждают подарки для своих чад, которые им принесёт Дед Мороз на утреннике в детском саду. Обычно собирали по 500–600 руб. на один подарок, но в этот раз решили немного сэкономить и купить сладкие наборы за 300 руб.— всё-таки пандемия сказалась на доходах многих семей.

— Большинство родителей согласились, но некоторые стали возникать, да ещё как! Одна мамаша написала с упрёком: «Вы что, эти 300 рублей на водку потратите?» Я чуть в осадок не выпала от такого. Другая написала, что согласна сдать и больше денег, лишь бы в подарке не было «киндеров», мол, в их шоколаде много добавок, обозначенных литерой «Е»,— продолжает Татьяна.— Были и адекватные мнения — мол, давайте будем удивлять детей дома, а в детском саду все получат одинаковые чисто символические подарки. Но та родительница всё не унималась: это же ваши дети, вы должны дарить им эмоции! В общем, я отключилась от беседы. Надеюсь, мне сообщат, что там в итоге решили…

И так почти по каждому вопросу. Какие шторы повесить в классе? Что подарить учителю/воспитателю? Проводить ли субботник или генеральную уборку в классе? … У родителей на этот счёт разные мнения: одни говорят, что «труд воспитывает, и мы сами всегда мыли полы в классе», другие утверждают, что «дети пришли в школу учиться, а не классы драить». Согласия, в общем, нет.

— Доходило даже до оскорблений и посылов друг друга в чате, но в реальность это не выплёскивалось,— констатирует мама.— Как правило, в классе или группе есть один-два родителя-баламута, которые не дают спокойно обсуждать вопросы. Учитель в это не вмешивается — он у нас в другом чате выдаёт домашние задания или рассказывает о том, как вели себя дети. Там ситуация спокойная…

Не запрещать, но контролировать

На этой неделе профсоюз работников образования призвал отказаться от родительских чатов в WhatsApp и признать их нелегитимными после массовой драки в Санкт-Петербурге, случившейся из-за ссоры в родительском чате.

«Наши люди не готовы к диалогу, они не умеют его вести, и до тех пор, пока люди не научатся общаться, родительские чаты необходимо модерировать»,— заявила Znak.com сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель» Марина Балуева.

Конфликты в родительских чатах нередко выходят за пределы виртуального общения и становятся причинами конфликтов в реальной жизни. Так, в середине ноября в Кисловодске в отношении председательницы родительского комитета возбудили уголовное дело по статье о доведении до самоубийства. Как сообщали СМИ, женщина целый год травила одноклассницу своей дочери в школьных чатах и при личном общении. В октябре пострадавшая попыталась покончить с собой, но выжила, получив серьёзные травмы.

В начале ноября издание «Волгоград онлайн» опубликовало переписку в родительском чате, после которой жителю Волгограда Роману Гребенюку проломили голову, от полученных травм мужчина скончался. В воскресенье, 22 ноября, между жителями Санкт-Петербурга произошла массовая драка со стрельбой из-за ссоры в родительском чате. По данному факту уже возбуждено уголовное дело, один из участников инцидента, 28-летний мужчина, задержан.

— Запретить чаты не получится, да это и не нужно, но, безусловно, их надо контролировать,— считает директор тульского центра образования № 7 Ирина Симонова.— Чат предназначен для доведения срочной информации администрацией школы или учителями до учащихся и их родителей. Обсуждение других вопросов, в том числе финансовых, у нас запрещено. Всё остальное обсуждаем на родительских собраниях…

В ЦО № 7 выстроена система виртуального взаимодействия между администрацией, педагогами и родителями. Директор лично ведёт четыре школьных чата: административный (там присутствуют все её заместители), чат с председателями родительских комитетов всех классов, чат с учителями и чат учебных корпусов центра образования, где обсуждаются технические вопросы.

У каждой беседы своё назначение. Самый оживлённый чат — с родительскими комитетами. Туда директор присылает срочные объявления, сообщения о важных событиях или голосованиях за учеников ЦО в различных конкурсах и, конечно, сообщения о победах. Возникают и другие вопросы. Некоторое время назад обсуждали школьное питание — тогда директор ежедневно присылала в чат меню и фото готовых блюд.

Для борьбы с чат-паханами

Для каждой беседы установлены нормативы — принятый советом школы регламент общения в виртуальном пространстве. Запрещаются спам и оскорбления, нельзя присылать голосовые сообщения, рекомендуется перед тем, как задать вопрос, прочитать предыдущую переписку — нередко там уже есть ответы. Кроме того, участников просят обращать внимание на время суток и не присылать сообщения (за исключением экстренных) слишком поздно.

Аналогичные правила действуют и для чатов уровнем ниже — классных. В каждом из них присутствует модератор, который находится на прямой связи с директором и при возникновении конфликтной ситуации сообщает в администрацию школы.

— Проблемы решаем единственным способом — по закону. Встречаемся, обсуждаем, смотрим нормативные акты и решаем, как быть,— продолжает И. Симонова.— Конфликтных родителей мы знаем и с ними работаем, я не раз приглашала к себе в кабинет таких. Объясняла им, что есть принятые большинством правила и решения, и нужно соглашаться, в противном случае стоит подумать о смене учебного заведения…

Ситуация в ЦО № 7, со слов директора, близка к идеальной. Именно так рекомендуют выстраивать работу в школьных чатах психологи и специалисты по медиации.

— В пику формирующимся группам «чат-паханов» можно создавать отдельные альтернативные чаты только для вменяемых культурных людей, где будет возможность спокойной выработки общей разумной позиции, которую потом можно выложить в общий чат и победить большинством голосов,— комментирует психолог Андрей Зберовский.— Если же достичь конструктива не удаётся, нужно создавать инициативную группу и коллективно обращаться к руководству учебного заведения с просьбой о ликвидации данной формы общения и принятии решений на реальных собраниях или на уровне администрации…

Родительские собрания в чатах — практика не новая, пандемия только распространила её. Но учителя сами решают, как использовать эту возможность. Учитель начальных классов одной из тульских школ Ирина Терехова говорит:

— Я использую чат с родителями лишь в нескольких случаях — для сообщений или информирования о предстоящих общешкольных мероприятиях. Для домашних заданий есть электронный дневник, для оценок — электронный журнал, а для того, чтобы сказать что-то о конкретном ребёнке,— личные сообщения. Озвучивать подобную информацию перед всеми, считаю, неправильно. Вообще у меня этот класс подобрался очень хороший. В прошлом выпуске была одна мама, которая со всеми конфликтовала, она и сейчас это делает. Электронные ресурсы дали учителю много возможностей, в том числе для взаимодействия с такими личностями. Там всё максимально формализовано, и в данном случае это плюс…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама