Воскресенье 20 апреля
Связаться с редакцией

Комедия, балет и немного оперы в тульской театре

Назад

21 августа 2020 02:29

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Тульский академический театр драмы откроет очередной сезон 2 октября премьерой спектакля «Мнимый больной» по одноимённой комедии Жана-Батиста Мольера.

Король танцует

«Мнимого больного» приглашенный из Москвы режиссер Вера Анненкова начала репетировать с тульскими артистами еще до начала пандемии коронавируса и введения режима самоизоляции. Тогда никто не мог даже предположить, что все театры в стране закроют и работа над новой постановкой прервется на неопределенное время. Сейчас спектакль практически готов — в минувшее воскресенье состоялся предпремьерный прогон. И оказалось, что одна из самых популярных и известных пьес великого французского комедиографа XVII века в контексте коронавирусной эпохи звучит на редкость актуально. Потому что написана на «медицинскую» тему.

Комедию-балет «Мнимый больной» актер и драматург Жан-Батист Поклен (театральный псевдоним — Мольер) и композитор Марк Антуан Шарпантье создали в 1673 году. Оба автора служили при дворе Людовика XIV, обожавшего танцы. Именно поэтому Мольер придумал сценический жанр, в котором театральные сцены перемежались с балетными интермедиями — в них часто выступали придворные и даже сам король-солнце. Этот исторический факт использовала Вера Анненкова: в спектакль включены хореографические сцены, стилизованные под танцы XVII века, а в прологе на сцену выходит сам Людовик XIV (Дмитрий Чепушканов), чтобы виртуозно исполнить несколько изысканных па. Что касается музыки, то она аутентична: в постановке использованы фрагменты произведений Жана-Батиста Люлли, также работавшего при дворе и долгое время сотрудничавшего с Мольером. В 1670-х годах их тандем распался, и Люлли стал писать в основном оперы…

Тульская версия «Мнимого больного» — спектакль, в котором присутствуют элементы и балета, и оперы, что в определенном смысле соответствует театральной эстетике XVII столетия. При том что артисты здесь не так много танцуют и практически не поют: вставные сольные номера — это скорее мелодекламация или просто ритмичное чтение текста. И все-таки новая постановка — образец театра музыкального по сути: по тому, как продумана полифоническая, насыщенная контрапунктами партитура мизансцен, по тому, как работают с интонацией и ритмом речи актеры и как двигаются.

Действо развивается в стремительном темпе, при этом оно наполнено множеством остроумных деталей. Они не теряются — напротив, складываются в изысканный и яркий орнамент. Это настоящая комедия — умная, стильная и смешная.

Жертва обмана

Роль ипохондрика Аргана, убежденного в том, что он тяжело болен, и доверяющего только врачам, играет Александру Барактари — актер легкий и пластичный. Он мгновенно меняет маски: перед нами то страдающий пациент, то непреклонный отец, то влюбленный в жену супруг… А на самом деле — мягкий, безвольный, напуганный недобросовестными врачами человек, которого может обмануть любой, даже служанка (Наталья Забарова). Вот все и обманывают: врачи, чтобы побольше заработать, молодая жена, чтобы получить наследство, дочь Анжелика (Полина Шатохина) — чтобы выйти замуж за Клеанта (Максим Старцев), в которого влюблена.

Дуэт Шатохина — Старцев получился неожиданным и очень смешным. А когда он превращается в трио и на сцене появляется Тома Диафуарус (Дмитрий Чепушканов), за которого Анжелику хотят выдать замуж, не смеяться просто невозможно. Артисты свободно себя чувствуют в стилистике комедии и фарса и владеют мастерством ансамблевой игры.

Художник-постановщик спектакля Сергей Тимонин создал красивые и элегантные, выдержанные в единой, тёпло-золотистой гамме декорации. С постелью в центре сцены — иначе и быть не может, если в спектакле всё крутится вокруг «больного». С. Тимонин работает в Большом театре России, некоторое время возглавлял художественно-постановочную часть Новой сцены ГАБТа. Клёна Родкевич, известный в московских театральных кругах специалист по историческому костюму, придумала для тульских артистов эффектные наряды. Спектакль получился праздничным, зрелищным и, что не менее важно, стилистически точным.

Без «Отцов и детей», но с «Закатом»

— «Мнимый больной» откроет сезон 2 октября, но работать для зрителей мы начнем раньше. Со 2 по 6 сентября сыграем несколько спектаклей из постоянного репертуара, и это станет своеобразным мини-закрытием предыдущего сезона,— рассказывает художественный руководитель Тульского академического театра драмы Дмитрий Краснов.— Один из этих спектаклей — «Самая большая маленькая драма» — будет в каком-то смысле новым: народного артиста России Бориса Заволокина, которому из-за проблем со здоровьем стало сложно справляться с этой ролью, заменит Вячеслав Федотов…

Сезон начнется с трех премьер: кроме Мольера, тульским зрителям предстоит увидеть «Маленького принца» по сказке Антуана де Сент-Экзюпери и «Прощальный смех» по пьесе Пола Эллиотта — в этом спектакле главную роль играет Наталья Савченко, получившая в 2020 году звание народной артистки Российской Федерации, так что его премьера станет бенефисом ведущей актрисы ТАТД.

В связи с долгим простоем театру пришлось скорректировать творческие планы — отказаться от некоторых дорогостоящих проектов. В частности, от «Отцов и детей» по роману И. С. Тургенева — над этим спектаклем должен был работать приглашённый режиссер А. Праудин. Постановка пьесы «Закат» Исаака Бабеля, которая была запланирована на этот год, перенесена на весну 2021-го.

Кроме того, в наступающем сезоне тульских зрителей ожидают еще три премьеры: «Бой бабочек» по пьесе немецкого драматурга Н. Зудермана и «Дядюшкин сон» по повести Ф. М. Достоевского в постановке Дмитрия Краснова, а также «Сережа очень тупой» по пьесе современного российского автора Д. Данилова — ее на тульской сцене поставит Евгений Маленчев.

В настоящее время кассы театра уже начали продажу билетов. Тем временем ситуация с режимом работы театров продолжает оставаться неопределённой. По словам Дмитрия Краснова, пока нет распоряжения рассаживать зрителей в зале в шахматном порядке, однако ТАТД старается продавать билеты в разных точках, так как понимает: подобного рода ограничения могут быть введены, если ситуация в регионе ухудшится.

— Мы надеемся на лучшее, на то, что открывающийся сезон пройдет успешно и без неприятных неожиданностей,— говорит Дмитрий Краснов.— Артисты соскучились по сцене, по репетициям. Сейчас они работают с таким подъемом! И очень ждут встречи со своим зрителем…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных