Воскресенье 25 февраля
Связаться с редакцией

Когда дети — сплошь таланты

Назад

12 ноября 2023 04:32

 0

Автор: Елена КОЛОБАЕВА

Фото: предоставлены героями публикации

«Талантливый человек талантлив во всём» — это несколько видоизменённое выражение немецкого писателя XX века Лиона Фейхтвангера прочно прижилось в русской речи, словно проведя черту между людьми одарёнными и обыкновенными. Но в заочную дискуссию с классиком вступили тульские педагоги, уверенные, что дар есть в каждом ребёнке — нужно только помочь ему раскрыться. 

В структурном подразделении «Школа № 60» тульского центра образования № 38 вместе со звонком с последнего урока жизнь не замирает. Учебники и тетради отложены в сторону, а ребята заняты — футбол, шахматы, теннис, танцы, лепка, каратэ, театральная студия… Можно попробовать разное и выбрать что-то одно или совмещать несколько увлечений.

— Мне очень импонирует принцип советской школы, где дети, помимо учебы, много чем занимались. Это обеспечивало их разностороннее развитие и широкий кругозор,— говорит руководитель структурного подразделения Олег Тер-Данилов.— А потом в девяностые годы, когда школа пыталась выжить, родители с детьми остались как бы сами по себе. Многие кружки и секции стали в тот период платными. Бывало, что родители с достатком пичкали ребёнка разными занятиями, надо ему или не надо, а другие дети вообще оставались не у дел. Сейчас ситуация, к счастью, выправляется, и возможностей стало больше.

Делясь накопленным опытом, педагоги школы стремятся донести прежде всего до взрослых мысль, что нет неважных или бесполезных занятий: любое увлечение дарит ребёнку главное — новый опыт, общение, ситуацию успеха. И как показывает практика, это никогда не мешает, а зачастую напротив — помогает учёбе.

Десятиклассник Демьян Гапула рассказывает о своём хобби — занятиях в модельном агентстве — спокойно, открыто и уверенно. Сложно представить, что ещё несколько лет назад ему трудно давались любые публичные выступления — даже чтение стихов наизусть на уроках литературы.

В агентство Демьян попал случайно: его мама опубликовала на своей странице в социальной сети фотографии с семейной фотосессии, и с ней связалась директор модельного агентства, предложив привести сына на занятия.

Поначалу, признаётся юноша, ему там даже и не особенно понравилось, да и не всё давалось легко.

— Было сложно на занятиях по актерскому мастерству — я был скован, замкнут,— рассказывает наш собеседник.— Только через какое-то время перестал стесняться, стал чувствовать себя увереннее и на сцене, и в танцевальном классе.

Дружелюбная атмосфера нового коллектива сыграла решающую роль — подросток стал заниматься и… Титулы «Мини-мистер Тула», «Мистер Европа», «Мистер Москва», модные показы и съёмки для журналов — всё это теперь часть его жизни, которую он, впрочем, с модельным бизнесом отнюдь не ассоциирует.

школа-гапула.jpg

— Я увлекаюсь фотосъёмкой, прошёл курсы по фотоискусству,— говорит он.— Мне интересно находиться по другую сторону объектива, а опыт работы моделью в этом хорошо помогает. Что до образования, то я бы хотел поступить на факультет журналистики.

Не планирует превращать хобби в профессию и одноклассник Демьяна — Матвей Мурзин. Отличник, один из лучших учеников школы и победитель олимпиад различных уровней, он очень ответственно относится к выбору профессии, отдаёт предпочтение естественным наукам и всерьёз намерен связать жизнь с медициной. И тем не менее регулярно посвящает время любимому увлечению — музыке.

Это занятие в расписании Матвея появилось, можно сказать, методом проб и ошибок. Пробовал разное — ходил на борьбу, в бассейн… А пару лет назад одноклассник принес в школу гитару, и Матвей загорелся идеей научиться играть.

Так он открыл для себя возможность свободно и красиво выражать чувства.

Родители поддержали парня в стремлении заниматься, и хотя поступать в музыкальную школу было уже поздновато, отец нашел ему педагога для индивидуальных уроков игры на фортепиано, и вскоре она пригласила Матвея стать участником музыкального коллектива при Доме детского творчества.

Теперь его досуг сопровождают любимые рок и классика, общение с друзьями-музыкантами, репетиции и записи для участия в разных конкурсах. При этом наш собеседник убежден, что увлечение музыкой очень способствует его успехам в учёбе.

школа-мурзин1.jpg

(Матвей на фото третий справа)

— Про то, как работает мозг у музыкантов, можно долго рассказывать, я это изучал,— не изменяя себе, Матвей серьёзно вникает в любую тему.— Улучшается мышление, запоминание. Музыка не менее полезна, чем физическая активность, которая влияет на связность нейронов головного мозга. А кроме того, это отличный способ самовыражения, возможность забыть о заботах, переключиться, отдохнуть. Поэтому я бы хотел, чтобы мое хобби и дальше по жизни оставалось со мной.

А вот детское увлечение спортом десятиклассницы Марии Пахомовой переросло во вполне взрослые цели и планы.

В секцию дзюдо около шести лет назад она пришла просто из любопытства за компанию с подругой, но уже после первых занятий приняла самостоятельное — подчеркивает девушка — решение остаться.

С тех пор ежедневные упорные тренировки с понедельника по пятницу стали нормой. Результат не заставил себя ждать — разряд «кандидат в мастера спорта», победы на крупных турнирах, надежда попасть в сборную страны и мечта об олимпийской медали…

— Бывает сложно совмещать учебу и тренировки,— признаёт Мария,— иногда из-за соревнований пропускаю уроки. Но конфликтов в школе из-за спорта никогда не было, наоборот, учителя помогают мне.

Педагоги, в свою очередь, говорят, что именно спорт дал Марии импульс для личностного роста — она стала уверенной в себе, да и учится, несмотря на высокую занятость, без троек.

школа-пахомова.jpg

— Спорт дал мне целеустремленность: если идти — то идти,— подтверждает девушка.— Ещё дисциплину, уважение к старшим… Сейчас не представляю свою жизнь без дзюдо, буду поступать на факультет физической культуры — хочу работать тренером. Но если бы спорта в моей жизни не было, я бы обязательно нашла какое-то другое увлечение, мне это необходимо.

Руководитель школы с воспитанницей согласен: увлечения детям нужны — никогда не знаешь, что пригодится человеку во взрослой жизни.

— У нас был ученик, который великолепно пел. Он нигде этому не учился, но благодаря природному таланту выступал, побеждал на конкурсах. Он знал, что никогда не станет профессиональным исполнителем, окончил после школы медицинский и работает в фармацевтической фирме. Но и сейчас рад, что в его жизни был сценический опыт: говорит, что «почувствовал себя совершенно другим человеком»,— рассказывает Олег Александрович Тер-Данилов.— Различные занятия раскрепощают, дают возможность повысить самооценку, побыть в ситуации успеха. И это не только про победы и медали, а прежде всего про внутреннее состояние человека. Преодоление себя, новый опыт, расширение кругозора — всё, что даёт чувство уверенности в себе. А когда ребенок в чем-то почувствовал уверенность, её можно направить и в другое русло — значит, он и с трудной математикой справится…

Олег Александрович убежден, что семья и школа должны быть соратниками в деле воспитания подрастающего поколения. И роль педагога, классного руководителя очень важна.

— У некоторых классных руководителей посмотришь на выпускников — одни таланты. Они что, их специально отбирали в пятом классе? Да нет, они их растили, пестовали. Интересовались, кто чем занят, всегда старались поддержать, отметить успехи,— замечает он.— Детей недаром сравнивают с цветами, только ребёнок — это нераспустившийся цветок. От того, как ты его поливаешь, зависит, как он зацветёт. А поливаешь чем? — вниманием, похвалой, теплом. Если раз полил и забросил — цветок завянет… Так и ребенок должен постоянно чувствовать внимание взрослых, поддержку, и, что важно, собственную общественную пользу. Когда ребята понимают, что они делают что-то важное и нужное, у них всё получается.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных