Как Курский стал Московским

Назад

05 октября 2024 20:23

 0

Автор: Подготовила Жанна ПИНЧУК

Фото: автора и из открытых источников

Железная дорога от Москвы до Курска могла быть проложена и в обход Тулы. Во всяком случае, во второй половине XIX столетия об этом маршруте велись жаркие споры. 

Уголь и зерно

С городом оружейников соперничала Калуга, которая, хоть и входила в состав Тульской губернии, но была крупным городом и тоже вела активную торговлю. Однако Тула обладала богатейшими запасами каменного угля — основного топлива для паровозов, что значительно упрощало логистику. Кроме того, железная дорога была важна для вывоза зерна и аграрной продукции, в то время как калужскую древесину можно было с успехом сплавлять по Оке. Так что настойчивость тульской знати и купечества, подкрепленная экономическими аргументами, возымела успех.

Магистраль строилась участками: от Москвы до Серпухова, потом до Тулы, Орла и Курска. К работам — а это был по большей части тяжелый ручной труд — привлекали в основном местных крестьян и солдат штрафных частей. Укладка путей на тульском участке началась в 1866 году. Железнодорожную станцию «Тула» обустроили на окраине города, неподалеку от большого села Мясново. В 1867-м туда пришел первый пассажирский поезд из столицы...

Конечно, это стало самым громким событием для горожан. Все, кто мог себе это позволить, стремились воспользоваться новым транспортом. Сначала в Москву ежедневно отправлялись всего два поезда. Проезд в 1-м классе стоил 5 рублей 40 копеек, билет в 3-м классе обходился вдвое дешевле. Каждый пассажир имел право на бесплатный провоз одного пуда багажа — около 16 кг. Цены по тем временам были кусачие, но, несмотря на это, составы ходили переполненные, так что вскоре пришлось ввести дополнительные рейсы.

Станция первого класса

Станция «Тула», получившая статус первого класса, изначально должна была иметь каменное здание вокзала. Однако на первых порах возвели временное деревянное строение. Только к 1868 году на станции появилось основательное двухэтажное здание, выполненное в духе русского классицизма, которое впечатляло элегантным фасадом, украшенным колоннами и арками, и высокими полуовальными окнами, наполнявшими интерьер светом и создававшими ощущение легкости. Вокзал назвали Курским — в это время прокладка путей к конечному пункту назначения была в разгаре.

Вокзал (3).jpg

Главный вход, оформленный в строгом и монументальном ризалите (выступающая часть фасада. — прим. ред.), открывал доступ в просторный зал. Здесь с комфортом ожидали поезда пассажиры первого и второго классов, для «третьеклассников» были предусмотрены отдельные помещения. Для удобства путешественников работали буфет и ресторан. На платформе, прилегающей к вокзалу, были установлены навесы для защиты от непогоды. Слева от главного здания в легком деревянном павильоне находилось багажное отделение.

Позади вокзала располагалось паровозное депо, вмещающее до 27 паровозов и оснащенное поворотным кругом на 21 локомотив. В 1872 году при депо открылись мастерские по ремонту паровозов — одноэтажное здание, сохранившееся по сей день. Неподалеку построили специальное помещение для проживания кочегаров.

Постепенно благоустраивалась и площадь вокзала. Летом 1900 года по инициативе начальника станции был разбит сад со сценой для летнего театра и площадкой для фейерверков, что добавило особое очарование этому месту. Вход в сад стоил 10 копеек. Сквер на площади вокзала просуществовал до 1960-х годов, только в советское время украсился гипсовыми фигурами шахтера и пионеров. Летом пассажиры зачастую проводили время ожидания в тени его деревьев...

В 1913-м к главному зданию вокзала справа было пристроено новое двухэтажное с просторным залом.

С 1953-го по 1956 год Московский вокзал (новое название он получил в 1938-м) реконструировали по проекту архитекторов Б. Д. Сергеева, К. И. Гурьева и Р. Г. Челнокова. В старой части появился впечатляющий шестиколонный портик, сегодня уже привычный для туляков. На его карнизе и аттике разместились барельефы и лепнина. Внутренние помещения тоже претерпели изменения. Настоящей жемчужиной считается настенная живопись, выполненная в стиле соцреализма. На верхней части стен главного зала разместили большие картины, изображающие героический труд и отдых советских людей, а также лирические пейзажи Тульской области.

В 1960–70-е годы претерпела значительные изменения площадь Московского вокзала: она была расширена, появилось новое здание гостиницы «Москва».

В 1970-х справа от главного здания построили здание для пригородных касс и багажного отделения, а также оборудовали подземные переходы от вокзала к платформам первого и второго путей. Последняя значительная реконструкция платформ и здания вокзала была проведена в 2004–2009 годах.

Вокзал видел...

Железнодорожный вокзал, привлекавший внимание как путников, так и горожан, быстро стал одним из центров общественной жизни Тулы. За более чем полуторавековую историю он был свидетелем множества событий.

В 1878 году после семнадцатилетней размолвки здесь встретились и обнялись И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой. Среди выдающихся деятелей русской культуры, которых принимал вокзал, — Н.С. Лесков, П.И. Чайковский и А.П. Чехов. Во время Русско-японской войны здесь восторженно встречали героический экипаж крейсера «Варяг».

Вокзал (2).jpg

В годы Великой Отечественной Московский вокзал играл ключевую роль в эвакуации населения. Через станцию «Тула» шли составы с военной техникой и грузами для армии, поезда с ранеными и беженцами. Здесь провожали родных на фронт и радостно встречали тех, кто вернулся.

О посещении вокзала государственными деятелями — от императоров всероссийских до генеральных секретарей ЦК КПСС — напоминают мемориальные таблички на здании и музейная экспозиция, рассказывающая об истории железнодорожного транспорта на тульской земле. В ней представлены памятные фотографии и раритетные предметы, которые когда-то были частью повседневной жизни пассажиров и работников станции: например, стаканчики, прежде использовавшиеся в поездах, и печатные машинки, когда-то бывшие незаменимыми помощниками в работе. Привлекает внимание аппарат селекторной связи — артефакт, позволяющий заглянуть в прошлое, когда коммуникация между станциями осуществлялась совершенно иначе. Билетно-печатающая система наглядно демонстрирует, как изменились технологии оформления билетов.

Когда-то Курский вокзал стал для Тулы символом прогресса. Современный Московский вокзал — важнейший элемент экономики и туристической инфраструктуры региона. И одновременно — памятник истории и архитектуры, звено, связующее цепь прошлого и будущего тульской земли.

Вокзал (4).jpg

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных