Как Курский стал Московским
05 октября 2024 20:23
Автор: Подготовила Жанна ПИНЧУК
Фото: автора и из открытых источников
Железная дорога от Москвы до Курска могла быть проложена и в обход Тулы. Во всяком случае, во второй половине XIX столетия об этом маршруте велись жаркие споры.
Уголь и зерно
С городом оружейников соперничала Калуга, которая, хоть и входила в состав Тульской губернии, но была крупным городом и тоже вела активную торговлю. Однако Тула обладала богатейшими запасами каменного угля — основного топлива для паровозов, что значительно упрощало логистику. Кроме того, железная дорога была важна для вывоза зерна и аграрной продукции, в то время как калужскую древесину можно было с успехом сплавлять по Оке. Так что настойчивость тульской знати и купечества, подкрепленная экономическими аргументами, возымела успех.
Магистраль строилась участками: от Москвы до Серпухова, потом до Тулы, Орла и Курска. К работам — а это был по большей части тяжелый ручной труд — привлекали в основном местных крестьян и солдат штрафных частей. Укладка путей на тульском участке началась в 1866 году. Железнодорожную станцию «Тула» обустроили на окраине города, неподалеку от большого села Мясново. В
Конечно, это стало самым громким событием для горожан. Все, кто мог себе это позволить, стремились воспользоваться новым транспортом. Сначала в Москву ежедневно отправлялись всего два поезда. Проезд в
Станция первого класса
Станция «Тула», получившая статус первого класса, изначально должна была иметь каменное здание вокзала. Однако на первых порах возвели временное деревянное строение. Только к 1868 году на станции появилось основательное двухэтажное здание, выполненное в духе русского классицизма, которое впечатляло элегантным фасадом, украшенным колоннами и арками, и высокими полуовальными окнами, наполнявшими интерьер светом и создававшими ощущение легкости. Вокзал назвали Курским — в это время прокладка путей к конечному пункту назначения была в разгаре.
Главный вход, оформленный в строгом и монументальном ризалите (выступающая часть фасада. — прим. ред.), открывал доступ в просторный зал. Здесь с комфортом ожидали поезда пассажиры первого и второго классов, для «третьеклассников» были предусмотрены отдельные помещения. Для удобства путешественников работали буфет и ресторан. На платформе, прилегающей к вокзалу, были установлены навесы для защиты от непогоды. Слева от главного здания в легком деревянном павильоне находилось багажное отделение.
Позади вокзала располагалось паровозное депо, вмещающее до 27 паровозов и оснащенное поворотным кругом на 21 локомотив. В 1872 году при депо открылись мастерские по ремонту паровозов — одноэтажное здание, сохранившееся по сей день. Неподалеку построили специальное помещение для проживания кочегаров.
Постепенно благоустраивалась и площадь вокзала. Летом 1900 года по инициативе начальника станции был разбит сад со сценой для летнего театра и площадкой для фейерверков, что добавило особое очарование этому месту. Вход в сад стоил 10 копеек. Сквер на площади вокзала просуществовал до
В
С
В 1960–70-е годы претерпела значительные изменения площадь Московского вокзала: она была расширена, появилось новое здание гостиницы «Москва».
В
Вокзал видел...
Железнодорожный вокзал, привлекавший внимание как путников, так и горожан, быстро стал одним из центров общественной жизни Тулы. За более чем полуторавековую историю он был свидетелем множества событий.
В 1878 году после семнадцатилетней размолвки здесь встретились и обнялись И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой. Среди выдающихся деятелей русской культуры, которых принимал вокзал, — Н.С. Лесков, П.И. Чайковский и А.П. Чехов. Во время Русско-японской войны здесь восторженно встречали героический экипаж крейсера «Варяг».
В годы Великой Отечественной Московский вокзал играл ключевую роль в эвакуации населения. Через станцию «Тула» шли составы с военной техникой и грузами для армии, поезда с ранеными и беженцами. Здесь провожали родных на фронт и радостно встречали тех, кто вернулся.
О посещении вокзала государственными деятелями — от императоров всероссийских до генеральных секретарей ЦК КПСС — напоминают мемориальные таблички на здании и музейная экспозиция, рассказывающая об истории железнодорожного транспорта на тульской земле. В ней представлены памятные фотографии и раритетные предметы, которые когда-то были частью повседневной жизни пассажиров и работников станции: например, стаканчики, прежде использовавшиеся в поездах, и печатные машинки, когда-то бывшие незаменимыми помощниками в работе. Привлекает внимание аппарат селекторной связи — артефакт, позволяющий заглянуть в прошлое, когда коммуникация между станциями осуществлялась совершенно иначе. Билетно-печатающая система наглядно демонстрирует, как изменились технологии оформления билетов.
Когда-то Курский вокзал стал для Тулы символом прогресса. Современный Московский вокзал — важнейший элемент экономики и туристической инфраструктуры региона. И одновременно — памятник истории и архитектуры, звено, связующее цепь прошлого и будущего тульской земли.