Как два пол-литра превратились в четвертинку
22 ноября 2024 07:16
Автор: Жанна ПИНЧУК
Фото: Молодой коммунар
В нулевых годах, когда в Тульском государственном университете в число первокурсников влились выпускники школ, как определившие свою будущую судьбу инженерной, так и те, кому была безразлична, по большому счёту, запись о полученной специальности в дипломе, каких только казусов с такими недорослями не происходило.
Например, проверяя работы по математике студентов из числа «абы куда поступить», М. В. Грязев (впоследствии — ректор ТулГУ) увидел такой математический расчет: ½ +½ = ¼.
Он был человеком с отменным чувством юмора, поэтому, обратившись к студентам, спросил с укором: «Как же так вышло, что из двух поллитровок у вас получилась четвертинка?».
К сожалению, во времена дикого рынка девяностых было неимоверно тяжело и науке, и промышленности, так еще и школьное, а за ним и часто вузовское образование серьезно пробуксовывало. Это, к сожалению, и сегодня негативно сказывается на уровне профессионализма во многих сферах нашей жизни.
Ну и внедрение ЕГЭ, ради сдачи которого часто теряется сама суть образования, тоже вызывает большие вопросы. Тем более что высокая учебная нагрузка далеко не всегда расставляет нужные акценты в получении необходимых знаний. Но, что еще хуже, она к тому же и здоровью детей вредит.
Подчас даже возникает ощущение, что мы все находимся в театре абсурда. Видимо, к этому пришли и депутаты, предложившие обсудить с учителями, родителями и экспертами, как облегчить образовательную ношу без ущерба в получении необходимых знаний.
Вячеслав Володин, председатель Госдумы, на пленарном заседании парламента заявил, что детей нужно беречь: здоровье ребенка — главное, и излишняя учебная нагрузка в школе отрицательно сказывается на нём.
Глава комитета по просвещению нижней палаты парламента Ирина Белых открыто говорит о том, что требования по ограничению нагрузки на учеников большинством школ игнорируются. Согласно установленным нормам, домашняя работа не должна превышать 30% от объема классной. Но кто может сказать, что это выполняется? На практике дети тратят на домашние задания 2,5–3 часа вместо обещанных полутора. В итоге им тяжело усвоить заданное как должно, и устают они чрезмерно.
К тому же, помимо уроков, дополнительно приходится заниматься с репетиторами, так как иначе сложно сдать на нужные баллы ЕГЭ. Репетиторская практика — это еще и значительные траты родителей. Всё вместе взятое вызывает множество вопросов, но прежде всего такой: почему при огромной нагрузке школьники не получают полноценного образования в школе?
Ситуация становится тревожной. Исследования показывают, что более половины учащихся страдают от заболеваний глаз и испытывают проблемы с
А как же знания? Они нередко не отражаются на успеваемости, тем более если предметы школьнику неинтересны. Уже поднят вопрос о целесообразности сдачи ОГЭ девятиклассниками. Зачем нужен экзамен, если многие подростки идут в колледжи или техникумы? Это выглядит как лишняя формальность, которая не приносит пользы.
Сложно не задаться вопросом: к чему всё приведет? Дети, теряя здоровье, не получают необходимых для построения трудовой судьбы знаний. Вместо любви к учебе они нередко испытывают от неё стресс и усталость. Образовательная система не учитывает физических возможностей детей. А на взгляд автора, стоит не растворяться в обсуждениях, как снизить нагрузку, а задуматься о том, как изменить саму систему образования.
Почему бы не пересмотреть подходы к обучению, сделать его более гибким и адаптивным? Здоровье и благополучие подрастающего поколения должны стать главными ценностями для того, чтобы молодежь полноценно могла реализовать заложенный в ней потенциал.