Иван Крамской: первый портретист графа Толстого
14 августа 2023 01:11
Автор: подготовил Александр ЛАТЫПОВ
Фото: из открытых источников
«Пишутся оба сразу и замечательно похожи, смотреть страшно даже». Софья Андреевна Толстая.
Московский купец, меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков очень хотел заполучить в своё собрание портрет графа Толстого, которого к этому времени вся образованная Россия уже знала как автора «Севастопольских рассказов» и
И вот, спустя четыре года, пропавшая было надежда вновь забрезжила. Иван Крамской, Иван Шишкин и Константин Савицкий с семьями проводили лето 1873 года в старой усадьбе в
В первых числах сентября в Ясной Поляне Крамской впервые встретился с Толстым. Об этой встрече в письме от 5 сентября 1873 года он сообщил Третьякову: «Разговор мой продолжался с лишком два часа, четыре раза я возвращался к портрету, и всё безуспешно… Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий: я слишком уважаю причины, по которым ваше сиятельство отказываете в сеансах, чтобы дальше настаивать… но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее… Лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно…»
В ходе дальнейшего разговора выяснилось, что Толстой «хотел бы иметь портрет и для своих детей… и спрашивал о копии и о согласии наконец впоследствии сделать ее…» На что Крамской заявил: «…единственный исход из этого — это написать с натуры два раза совершенно самостоятельно…»
6 сентября граф начал позировать, а художник — творить, о чем Толстой не преминул сообщить Фету: «У меня каждый день, вот уже с неделю, живописец Крамской делает мой портрет в Третьяковскую галерею, и я сижу и болтаю с ним… Я согласился на это, потому что сам Крамской приехал, согласился сделать другой портрет очень дешево для нас, и жена уговорила».
Наблюдая за работой художника, Софья Андреевна словно заново узнаёт супруга: «Пишутся оба сразу и замечательно похожи, смотреть страшно даже». А немного позже графиня отметит в дневнике: «Крамской пишет его два портрета и немного мешает заниматься. Зато споры и разговоры об искусстве каждый день».
И, между прочим, не только об искусстве. В письме философу, критику и публицисту Николаю Страхову Толстой замечает: «Для меня… он интересен, как чистейший тип петербургского новейшего направления, как оно могло отразиться на очень хорошей и художнической натуре… Я же во время сидений обращаю его из петербургской в христианскую веру и, кажется, успешно».
Холсты, над которыми практически одновременно работает Крамской, слегка отличаются друг от друга размером и форматом. Уже это толкает мастера к поиску разных решений, подчеркивает писатель и историк культуры Владимир Порудоминский. При этом Иван Николаевич не изобретает для Толстого двух разных поз — он нашел единственно возможную, естественную и уравновешенную, в которой граф чувствует себя самим собой. Однако стоит самому художнику чуть сдвинуться в сторону, как и облик писателя меняется. Вот почему на третьяковском портрете, где голова точно в фас, всё, что вобрал Крамской, всматриваясь в этого ни на кого не похожего человека, «из глаз в глаза» передается от Толстого зрителю. А на яснополянском голова слегка повернута влево, и взгляд писателя уже не так прям и открыт — здесь он самоуглубленнее, замкнутее.
В письме Третьякову художник отмечает, что после каждого сеанса Лев Николаевич и Софья Андреевна приходят к единодушному мнению, что лучше тот портрет, который писался сегодня. А через много лет Крамской уже отзывается о двух работах как об одной: «Конечно, портрет Толстого разителен… Он взят энергично и написан скоро, с огнем, так сказать…»
И действительно, оба портрета достойны восхищения, которое просто бьет через край в словах столпа отечественной художественной критики Василия Стасова: «Все те высокие и своеобразные элементы, которые образуют личность графа Толстого: оригинальность, глубина ума, феноменальная сила творческого дара, доброта, простота, непреклонность воли — всё это с великим талантом нарисовано Крамским на лице графа Толстого».
Иван Николаевич закончил свою работу 3 октября. Через полгода он вспомнил о пребывании в Ясной Поляне в письме Илье Репину (который на тот момент еще не был дружен с Львом Николаевичем): «А граф Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был всё время в возбужденном состоянии даже. На гения смахивает».
Через несколько лет писать Льва Николаевича приедет в Ясную и Репин. И тотчас отметит: «Портрет Крамского страшно похож».
Именно Иван Николаевич «открыл дорогу к Толстому» для других живописцев, скульпторов, графиков: с
Кстати, общение с Крамским — первым