IT в крестьянской избе и дворянской усадьбе в Туле

Назад

28 июля 2020 01:23

 0
Краеведение/Культура

Фото: Сергея ШМУНЯ

В Туле в доме № 12 на улице Металлистов открылся Музей декоративно-прикладного и современного искусства. В основе экспозиции — предметы из фондов Тульского музея изобразительных искусств.

В купеческом собрании

Коллекцию декоративно-прикладного искусства сотрудники ТМИИ формировали на протяжении нескольких десятилетий, при этом выбирая вещи эксклюзивные, обладающие большой художественной ценностью. Время от времени они демонстрировались на выставках, а затем вошли в постоянную экспозицию Музея декоративно-прикладного искусства, несколько лет функционировавшего на территории Тульского кремля.

Сейчас музей (ДПСИ) переехал на главную туристическую улицу города — улицу Металлистов — и стал первым официально открывшимся объектом Музейного квартала.

Современный дом № 12, в котором разместилась экспозиция, интересен сам по себе. Известно, что в XVIII веке он принадлежал тульским мещанам, братьям Егору и Ивану Сисиным. В 1859 году перешел по наследству дочери Егора, Матрёне. Впоследствии здание приобрели известные купцы Сушкины. В начале века Александр и Сергей Сушкины владели тремя домами: 12-м, 14-м и 16-м. Строение № 12 было отдано Тульскому купеческому собранию. Здесь проходили не только официальные торжественные мероприятия, но и балы, маскарады, литературные вечера…

Специалисты утверждают, что в целом дом сохранился в том же виде, что и был в XVIII веке. Двухэтажный, по нынешним меркам небольшой. Количество рабочих площадей ограничено, что повлияло на концепцию музейной экспозиции. Однако в еще большей степени ее характер определило расположение, точнее — контекст, в котором будет существовать новый музей. Для того чтобы привлечь туристов и успешно конкурировать с другими объектами Музейного квартала, экспозиция ДПСИ должна быть лаконичной, при этом яркой и интересной.

Она такой и получилась. Новый музей декоративно-прикладного и современного искусства занимает три зала на втором этаже. Первый зал посвящен крестьянскому быту Тульской губернии XIX — начала XX века, второй — быту дворянскому. Две стороны тульской жизни, два сословных пласта, очень разных, но дополнявших друг друга и иногда пересекавшихся… Третий зал представляет русские народные промыслы и профессиональное декоративно-прикладное искусство XX века.

Еще одна особенность ДПСИ: это музей не скучный и очень современный — новейшие музейные технологии и оборудование здесь используются деликатно, умело и весьма остроумно.

Белый — чистота, красный — солнце

Первый, этнографический зал погружает в атмосферу крестьянской жизни. Здесь можно увидеть традиционные тульские костюмы, предметы быта — утюги, деревянные гребни, рубель. А еще — домотканые дорожки, пояса и вышитые полотенца. В наших местах была распространена белая и цветная перевить, так называемая тарлата — вышивка по ткани с выдернутыми нитками…

И цвет нитей, и элементы орнаментов имели символическое значение. Белый — чистота, красный — солнце, огонь жизни… О символике тульской традиционной вышивки рассказывается в видеоролике с элементами анимации — он проецируется на заднюю стенку ниши, стилизованной под русскую избу, где «обитают» два манекена в крестьянских костюмах, рядом — прялки, сундук, деревянный ушат…

В этом же зале демонстрируется филимоновская и тульская городская игрушка, а также прекрасные образцы белёвского кружева.

На языке перчаток

Дворянский зал, по контрасту с крестьянским, поражает роскошью и обилием света. В экспозиции множество любопытных и явно дорогих вещей, многие из них если не европейского, то уж точно столичного производства и, скорее всего, сделаны на заказ.

Прежде всего — музейная мебель: столы и столики, бюро и комоды. Отличного качества, добротные, изысканно декорированные. На одной из стен создана имитация передней части печи — она, как пазл, собрана из изразцов, обнаруженных в доме купца Антонова на улице Мосина. Изразцы были сделаны мастерами витебской фабрики и привезены в Тулу.

В витринах представлены шикарный фаянсовый сервиз одесского завода, основанного в 1820 году, тяжелые бронзовые канделябры, хрустальная люстра, керосиновые лампы со стеклянными абажурами…Отдельный раздел — каминные часы: с золочеными фигурками персонажей античных мифов, вправленные в малахит, оникс и розовый мрамор. Этакий провинциальный купеческий китч…

«Самоварная» тема тоже присутствует. Что интересно, здесь демонстрируются не привычные для нас недорогие латунные тульские самовары, а бульотки и кофейники из мельхиора, сделанные в столице либо в Европе. Затейливые, необычные, со сложными конструкциями, но удобные в пользовании, в том числе во время дальних путешествий.

Также в экспозиции представлены всевозможные шкатулочки (в том числе музыкальные), коробочки из стекла и папье-маше, игольницы, бисерные кошельки и прочие дамские штучки.

К слову, о дамах. В этом зале, как и в крестьянском, есть мультимедиа-аттракцион. В темной нише лежит толстый журнал мод с красивой картинкой на обложке. Только подойдя поближе, понимаешь, что изображение на напечатано, а проецируется с помощью специального устройства. Начинаешь листать «альбом» — и на его страницах проступают рисунки парижских моделей костюмов и платьев, модных шляп и перчаток. А еще в журнале можно прочитать о так называемом языке перчаток, которым активно пользовались дамы конца XIX — начала XX века, чтобы незаметно для других что-то сообщить поклонникам. Обронить одну перчатку — значит «да», потеребить ее рукой — «нет», выронить сразу две перчатки — признаться в любви…

В третьем зале музея демонстрируются скопинские кувшины и работы гжельских мастеров, палехские шкатулки и «золотая» хохлома, жостовские и нижнетагильские подносы, гобелены, панно, авторская керамика современных российских художников.

На первом этаже музея расположилась временная выставка, посвященная юбилею Победы в Великой Отечественной войне, с работами тульских и московских художников, созданными в 1941–1945 годах. Среди них — знаменитые рисунки П. Н. Крылова с Нюрнбергского процесса.

Планируется, что в этом помещении будут проходить сменные выставки, в том числе современных художников, работающих в самых разных стилях и жанрах. Кроме того, есть идея на базе музея создать школу, в которой дети смогут научиться основам традиционных ремесел и промыслов…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных