Инновационная петрушка
12 сентября 2021 00:25
Автор: Татьяна МОТОРИНА
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
В трех колледжах Тульской области к новому учебному году оборудовали мастерские по последнему слову техники и международным стандартам World Skills – помог национальный проект «Образование». Мы отправились в Тульский сельскохозяйственный колледж имени И. С. Ефанова – посмотреть на переоборудование, поговорить с преподавателями и студентами и понять, что именно стало лучше.
Раньше был просто кабинет
В беседе с сотрудниками колледжа несколько раз оговариваемся: мастерскую по компетенции «Агрономия» называем «лаборатория». Потому что сходство в самом деле есть: все присутствующие в белых халатах, на светлых, тоже почти белых столешницах – поблескивающие металлом и стеклом приборы. Тут даже современный тринокулярный микроскоп имеется, как у ученых! Это оптический прибор с двумя окулярами и окулярной трубкой для установки цифровой камеры. Он позволяет вести фото и видеосъемку и выводить изображение на большой экран. Агрономам он помогает изучать возбудителей болезней у растений – микроорганизмы и вредителей.
А конкретно в момент нашего визита у выпускного четвертого курса в разгаре лабораторная работа «Определение качества клейковины». В руках у студентов – небольшие сероватые шарики. Это очищенная от примесей, перемолотая в мельнице и смешанная с водой пшеница. Такой шарик нужно промыть в воде: оставшаяся часть и есть клейковина. Ее надо взвесить и определить, «слабая» пшеница или «сильная» и каковы будут хлебопекарные качества муки.
– Интересно попробовать сделать всё на практике, – говорит Елизавета Симороз. – В прошлом году мы это изучали только в теории.
Лиза – явно увлеченная студентка, хотя бы судя по тому, что каждый день она ездит учиться в Тулу из Ясногорска, работала летом в тепличном комплексе и собирается поступать в вуз по избранной специальности. Новое оборудование в родном техникуме для таких, как эта девушка, – лишний стимул, чтобы двигаться вперед в заданном уже направлении.
Молодой преподаватель Алла Гришко в этой лаборатории, вернее – мастерской, смотрится органично: чувствуется, что это ее «вотчина».
– Раньше у нас был просто кабинет агрономии с наглядными пособиями, – говорит Алла. – И теперь, когда студенты могут в новой мастерской проводить практические работы, они, конечно, в восторге. С таким оборудованием они сталкивались только на производственной практике. Конечно, этому, выпускному четвертому курсу немножко обидно, что вот только теперь появилась такая мастерская – но зато они в последний год успеют подготовиться к тому, что их ждет на работе.
Путь к мастерству
Ещё одна мастерская в Ефановском колледже открыта по компетенции «Сельскохозяйственная биотехнология». При нас студенты готовили тут маточные растворы, добавляя к воде витамины и питательные вещества, затем «варили» полученное в автоклаве и помещали туда черенки. Всё это священнодейство наводит непосвященных на мысли о том, как далеко ушло сельское хозяйство от обыденных представлений, и о том, что кто-то из этих сосредоточенных молодых людей однажды, возможно, выведет новый генно-модифицированный сорт – ведь биотехнологии преследуют в том числе такую цель.
Наконец, третья мастерская носит название «Сити-фермерство». Выращивание зелени, овощей, грибов и ягод в городских условиях считается сегодня перспективным направлением, поэтому в колледже выбрали именно его. Пока здесь, конечно, ничего не растет, но студенты специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» уже приступили к проектированию датчиков. В дальнейшем те подскажут агрономам, хватает ли растущему на гидропонике салату или, скажем, петрушке питательных веществ, воды и солнца – настоящего и искусственного.
Всего мастерских по области в этом году создано 12, а к 2024-му будет еще 42. И значит, больше студентов смогут хорошо подготовиться к будущей трудовой деятельности. На этом, казалось бы, надо закончить. Но на самом деле очевидными плюсами эффект не исчерпывается.
Больше, чем новое оборудование
Новые мастерские оборудованы по стандартам World Skills Russia – российского подразделения международной организации World Skills International, занимающейся пропагандой рабочих профессий и проводящей конкурсы профмастерства. Наличие таких мастерских дает учреждению профобразования возможность стать аккредитованной площадкой для проведения демонстрационного экзамена. От привычного экзамена, проводимого техникумом или колледжем, он отличается тем, что принимают его, помимо преподавателей, еще и потенциальные работодатели. Кроме того, может возникнуть ситуация, когда студент отправляется сдавать экзамен в другое учебное заведение к экспертам, которые его не знают. В итоге такое испытание гарантирует объективную оценку знаний. Кстати, это необязательно выпускной экзамен – его могут сдавать и студенты 2-3 курсов после прохождения определенного модуля обучения. А после успешной сдачи студент получает так называемый скиллс-паспорт (skills passport), дающий полное представление о его знаниях и умениях.
– Все работодатели уже знают, что такое демонстрационный экзамен и скиллс-паспорт, – говорит заместитель директора колледжа по учебной работе Наталия Чмых. – У них есть доверие к результатам экзамена, поэтому студент, который его сдал, более востребован на рынке труда. Для самого студента демонстрационный экзамен – это отработка навыков, которые пригодятся ему в практической деятельности.
По словам Наталии Вячеславовны, стандарты World Skills устанавливают планку, которая максимально близка к реальному уровню запросов нынешних работодателей.
Созданные для демонстрационных экзаменов площадки могут использовать и студенты других учебных заведений. Например, в Тулу испытать свои умения приезжают студенты Богородицкого сельхозколледжа.
Следует отметить, что в мастерских, похожих на лаборатории из передачи на Discovery, невольно хочется учиться. А это точно шанс для учреждений среднего профессионального образования создать себе должный имидж и привлечь новых учащихся.