Играй, пока молодой, Виктор!
26 января 2024 08:22
Автор: Елена КОЛОБАЕВА
Фото: Тульский академический театр драмы
«Говорят, счастье мимолётно, а если длится долго — это скорее диагноз. Но сегодня я счастлив безмерно! Потому что в этом зале частички моей души — моя семья, друзья ранней юности и времён работы в Ставрополе, замечательный коллектив тульского театра и люди, с которыми я здесь подружился…»
Бенефис заслуженного артиста России Виктора Ананьина прошёл в Тульском государственном академическом театре драмы имени М. Горького с аншлагом. На сцене и в зрительном зале тем вечером было
Тульский зритель за — шутка ли! — восемнадцать лет привык считать его своим. А вместе с тем в ТАТД Виктора Ананьина привело стечение обстоятельств. Впрочем, не иначе как волей провидения он считает всю свою актёрскую судьбу.
— Ощущение, что меня
Однако сам Виктор Ананьин сценой в детстве не болел. И сперва в театральный кружок, а потом и в пионерский драматический театр, организованный при построенном Дворце пионеров, попал «совершенно независимо от себя».
— У нас был замечательный руководитель, актёр рязанского театра Сергей Васильевич Пушков. Я его до сих пор с теплом и благодарностью вспоминаю — с дворовыми пацанами и девчонками послевоенных пятидесятых годов он ставил почти профессиональные спектакли…
Уровень этой подготовки Виктор Ананьин оценил лишь много позже, вспоминая, как без особых усилий стал студентом Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии — а конкурс в старейший театральный вуз страны превышал 65 человек на место.
Его становление как артиста прошло в Ереване, на сцене русского драматического театра им. К. С. Станиславского. Годы, наполненные молодостью, радостью, красотой Кавказа… Друзья в тёплой и радушной Армении — такой эта страна почти четверть века была для Виктора Васильевича — остались до сих пор. И он не любит вспоминать те обстоятельства, которые в середине девяностых заставили покинуть полюбившиеся места и театр:
— Пережившая землетрясение и войну, Армения находилась в блокаде. Ни еды, ни воды, ни света… В это время там даже преступность, кажется, на ноль сошла — люди выживали. Я никогда особо об этом не рассказываю — чтобы такое понять, надо через это пройти.
Пятидесятилетним артистом он пришел тогда в ставропольский театр, полагая, что просто «доработает» своё.
— А оказалось, это стало хорошим взлетом,— улыбается Виктор Ананьин.— С режиссером Алексеем Александровичем Малышевым мы нашли друг друга. Десять лет до его отъезда были временем очень интересной и плодотворной работы.
«Лица у мужчин помрачнели, а у женщин воссияли, когда в труппу пришел Виктор Ананьин»,— шутит его друг и коллега по ставропольскому театру, заслуженный артист России, советник председателя правительства Донецкой Народной Республики по культуре Александр Ростов.
Статный, с красивым голосом, пластичный и блистательно владеющий шпагой, Ананьин быстро вписался в театральную жизнь Ставрополя.
— Он стал одним из ведущих артистов театра, многому меня научил,— рассказывает А. В. Ростов.— А с его уходом образовалась огромная дыра, поскольку героев благородных, обаятельных играть
Зато обрела героя тульская сцена, куда Виктора Васильевича позвали институтские товарищи — художник Борис Григорьевич Ентин и режиссер Александр Иосифович Попов. Дебют состоялся в 2006 году в роли Князя в музыкальном спектакле «Тифлисские свадьбы» («Ханума»). И спустя восемнадцать лет счёт созданных им в ТАТД образов идёт на десятки.
Он занят во многих любимых туляками постановках, которые неизменно собирают полный зал. И уверен, что театр всегда востребован, если происходящее на сцене — настоящее искусство.
— Вопрос не в том, тяжелый или лёгкий выбран материал,— считает артист,— а в том, как сделан спектакль. Вообще искусство воспринимается исключительно на эмоциональном уровне. Я всегда то, что происходит на сцене, с живописью сравниваю. Есть спектакли, похожие на коврики с лебедями или цветочками, такие раньше на рынках продавали. А бывает Рафаэль, Тициан… Если спектакль задевает души — это заслуга мастера, который его создал. И я не стесняюсь сказать, что с Алексеем Дорониным, режиссером спектаклей «Забыть Герострата» и «Отец Сергий», куда угодно пойду, с закрытыми глазами. Потому что он настоящий художник.
И нет разницы, где творится искусство — на столичных подмостках или вдали от больших городов.
— В театральном плане провинция — это не географическое понятие,— говорит Виктор Ананьин.— Не важно, где театр находится — в Норильске, во Владивостоке или в Красноярске… Вдруг возникает коллектив во главе с хорошим художественным руководителем — и ни один столичный театр с ним не сравнится. И я не раз слышал от людей, которые бывали в тульском театре: «А у вас не хуже, чем в Москве».
Да, бывали периоды, когда зрителей в Тульской драме было немногим больше, чем артистов на сцене. Сейчас иначе — внезапно решив сходить на ближайший спектакль, можно уже и не достать билет.
— Привлечь людей в театр можно только хорошим репертуаром и достойным исполнением,— уверен Виктор Васильевич.— Зрители на спектакли ходят, и это радует. Тишина в полном зале — самое удивительное и ценное, что я знаю…
Эта наэлектризованная тишина несколько раз повисала в переполненном зале в день бенефиса артиста. Виктор Ананьин вышел на сцену в роли судьи Клеона в спектакле «Забыть Герострата» — пьесе, не только не утратившей за полвека актуальность, но, кажется, обретшей сегодня новые смыслы.
А когда по окончании спектакля Виктора Васильевича пригласили на авансцену, чтобы поздравить с восьмидесятилетием, по рядам пролетел возглас недоверчивого удивления…
Сам артист, однако, о возрасте говорит шутливо, легко:
— Я с детских лет за людьми наблюдаю, и у меня такое ощущение, что каждый рождается и проживает всю жизнь в одном и том же возрасте. Есть совсем маленькие — сколько бы ни было лет, всё равно как будто пять: человек всегда живой, непосредственный. А бывают люди сразу взрослые или даже пожилые: ему двадцать — а он основательный, серьезный, всё знает, будто уже три диссертации написал… Такая вот у меня теория. Сколько мне самому лет, я, честно говоря, не знаю. Но удивляться не устаю!
И ещё он не устаёт от любимой профессии. Радуется встрече с хорошим интересным сценическим материалом, возможности сделать
Так что от души повторим вслед за коллективом театра: «Танцуй, пока молодой, Виктор! Играй, пока молодой!»