И ещё немножечко шить?
15 октября 2021 07:44
Фото: из открытых источников
Если судить по сообщениям на тематических форумах и в родительских чатах, сейчас многие считают, что ребенка надо развивать и обучать во всех направлениях сразу. И читать одновременно с осваиванием горшка, и к спорту приучать, и шахматы сунуть вместо погремушки, и два языка… нет, лучше сразу три! Хорошо знакомый поколению 30+ Электроник со своими талантами меркнет на фоне этих гениев в подгузниках.
Цена развития
Естественно, при такой ситуации прекрасно работает основной экономический закон спроса и предложения. Объявлений о всевозможных студиях, школах, центрах, клубах в Сети – пруд пруди. И каждое обещает сделать из маленького человека большого спортсмена или великого ученого. По большей части, не даром.
Так, в городе оружейников очень популярны хореография, вокал и цирковые студии. Только танцевальных кружков в Туле больше 40. Из сценического искусства востребован балет. Но средняя цена «униформы» для балетного выступления – 3000 рублей. И обойтись одним костюмом вряд ли получится.
Чтобы вырастить спортсмена тоже требуются немалые средства. Если родители не отдают ребенка в спортивную школу, где обучение бесплатное, то придется быть готовыми к тратам. Например, чтобы ребенку 12 раз в месяц походить на большой теннис, родителю не стоит рассчитывать на сумму меньше 6500. Ну о зарплатах футболистов сейчас вообще ходят легенды, поэтому вполне закономерно, что чем старше ребенок становится, тем больше средств на его обучение искусству гонять мяч понадобится. Особенно когда речь идет о включении его в сборную.
Обучение плаванию «съест» примерно около 3 тысяч. Вузовские и городские бассейны стоят дешевле, но занятий с дошкольниками там нет. Иностранные языки в среднем обойдутся в 4–6 тысяч в месяц. Практически везде речь идет о двух часовых занятиях в неделю. Рисование с педагогом колеблется в диапазоне от 300 до 3 тысяч рублей. А еще есть гимнастика, фигурное катание, ай-ти и т. д. и т. п. Всё, судя по презентациям, жизненно необходимо для полноценного развития.
Справедливости ради стоит отметить, что практически тот же диапазон представлен и бесплатными областными и муниципальными кружками. Правда, записаться туда бывает непросто – спрос высокий. А в ряде случаев (например, в спортшколах) родителям детей без явных способностей деликатно, но твердо рекомендуют сменить сферу приложения развивательных усилий…
Драмкружок, кружок по фото…
Надо сказать, при нынешней плотности информационного потока у экономически активной части туляков, у которой еще 100 500 первоочередных задач, помимо развития ненаглядного чада, прямая реклама образовательных услуг идет белым шумом в
9 случаях из 10. Очень многие ориентируются на принцип «без дополнительной головной боли»: у дома или при школе – любые варианты, не требующие в ночи после работы куда-то ехать заниматься. Очень часто одним из важных аргументом в пользу той или иной секции становится посещение её одноклассниками или друзьями – обязанность довоза и привоза можно по-братски разделить. Ну и, естественно, почти всегда фигурирует весомое «ребенок захотел».
– Мы считаем, что неотъемлемой частью жизни детей должен быть спорт, потому что активность и физические нагрузки – это здоровье, красота, выносливость, характер, полноценное развитие. Поэтому обоих детей отдавали в спортивные школы, – говорит мама двоих детей Надежда Исаева. – Сын Артём уже много лет занимается в секции греко-римской борьбы СШОР «Юность», дочь Даша начинала со спортивной гимнастики. Особенных вложений, кроме времени, ни борьба, ни гимнастика не требуют. Периодически необходимо приобретать форму и при участии в соревнованиях платить взносы. Остальное берут на себя спортивные федерации. Однако спорт предполагает отбор, тренеры заинтересованы в воспитанниках, которые показывают стабильный прогресс, поэтому Даша после нескольких лет занятий из гимнастики ушла. Ей хотелось заниматься какими-нибудь спортивными танцами, и мы выбрали акробатический рок-н-ролл, чтобы не терять полученные на гимнастике навыки. Посещаем коммерческий клуб, занятия в месяц обходятся в три тысячи рублей.
– Люба с первого класса ходит в музыкальную школу, – рассказывает мама двоих детей Вера Муравлёва. – Ей очень нравится петь, у нее сильное сопрано, она хочет связать с музыкой свою профессию. Не знаю, получится или нет, но по крайней мере, у нее есть цель. Учеба в музыкальной школе развивает творческое начало. К тому же ребенок становится организованным, учится четко планировать свое время. Если бы не музыкалка, она бы сидела в телефоне или занималась еще какой-нибудь ерундой. Что касается оплаты, мы платим 400 рублей в месяц в качестве добровольного пожертвования – нашей семье это по силам. Ростик ходил на разные кружки, ничто его надолго не увлекало. Сейчас мы записались на английский язык в Центр внешкольной работы в Заречье. Причем мест в группах, когда мы пришли, уже не было, но замдиректора внимательно к нам отнеслась и определила Ростислава к ребятам на год старше. Ничего, ему нравится. Занятия бесплатные, и это очень хорошо.
Я учитель, сама работаю с детьми, и, на мой взгляд, лучше, когда у ребенка есть интересы и занятия помимо школы – все-таки наша школьная программа довольно-таки ограничена. Главное, чем помогает доп-образование, по моему мнению, – это проф-ориентация, то есть дети начинают понимать, чего они хотят, когда вырастут.
Сами же представители сферы образования говорят и о еще одном моменте, который сегодня при всей своей актуальности часто уходит на второй план.
– Сейчас самая большая проблема – это проблема общения. Гаджеты разучили ребят задавать вопросы, отстаивать своё мнение, – отмечает директор культурно-досуговой системы Тулы Марина Левина. – Мы в свое время гуляли на улице, играли в снежки, строили снежные крепости. Учились отстаивать свои интересы, договариваться, понимать друг друга. Сейчас с этим сложности. А, например, творчество этому учит. Во-первых, оно помогает чувствовать плечо товарища, воспитывает ответственность, чувство коллективизма, уважения к другим. Во-вторых, творчество развивает интеллект, речь, образное мышление. И это очень важно. Мы не стремимся, чтобы ребята непременно оставались в этой профессии. Но, как показывает практика, школьники, которые прошли через кружки, легче учатся, общаются в университетах, адаптируются к обстановке.
Услышьте ребенка
Так все-таки стоит ли добиваться того, чтобы, по старому анекдоту, ребенок жил «как русский царь и еще немножечко шил»? Или оставить человека в покое, дав ему шанс самому решить, хочет ли он вообще заниматься хоть чем-нибудь? За ответом на этот вопрос мы обратились к кандидату психологических наук, доценту кафедры психологии и педагогики ТГПУ имени Л.Н. Толстого Юлии СелезнЁвой.
– Дополнительное образование – прекрасная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка, но принимая решение, важно выбирать те кружки и секции, которые интересны ему самому, а не родителям, – подчеркнула она. – Согласитесь, нередки случаи, когда дети заканчивают музыкальные школы или занимаются спортом только потому, что у мамы в свое время «не было возможности научиться играть на пианино» или «бабушка была прекрасной гимнасткой, а у девочки есть данные».
Если есть сформированный интерес – просто подберите подходящий кружок и познакомьте ребенка с педагогом. Контакт сложился? Можно заниматься дальше. Если же упомянутый интерес не сформирован, в каждом возрасте можно опереться на ту ведущую деятельность, которая способствует максимальному развитию личности.
В дошкольном детстве – с 4 до 7 лет – это игра. В этот период в игровой форме можно начинать учить иностранные языки, погружаться в мир музыки, живописи, театра, спорта и науки. Главная задача – весело и интересно настроить ребенка на дальнейшую учебу в школе. Для начала сходите на «пробные» занятия, чтобы ваш сын или дочь смогли выбрать то, что им понравится.
В младшей школе ведущая деятельность – учебная, в этот период формируется логическое мышление. А вот дополнительные занятия, как ни странно, лучше посвятить спорту и творчеству, чтобы не перегружать ребенка «разгрызанием гранита науки». Не случайно многие великие ученые умы играли на музыкальных инструментах, занимались спортом, совершали горные восхождения, рисовали и устраивали театральные капустники, ведь закономерности творческого мышления лежат в основе любого логического умозаключения.
Для подростков ведущая деятельность – общение. Много и с удовольствием общаться в школе сейчас не получается, поэтому дополнительное образование стоит нацелить на решение именно этой задачи. Командный спорт, все виды туризмы, ориентирование, театр, волонтёрские центры, молодежные общественные организации – то есть всё то, что позволит подростку почувствовать себя взрослым и нужным и восполнить дефицит живого общения.
Ведущая деятельность в старшем школьном возрасте – учебно-профессиональная, дополнительное образование в этот период лучше выбирать с учетом профессионального самоопределения юношей и девушек.
Что бы ни было выбрано, важно соблюдать баланс и не перегружать ребенка. Для этого стоит соблюдать несколько простых правил. Первое – это режим дня, который обязательно должен включать в себя время для сна и отдыха. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда идет гормональная перестройка организма. Второе – интерес ребенка к занятиям. Бывает, что в какой-то момент интерес пропадает, попробуйте поговорить с ребенком. Возможно, возникли какие-то вопросы в общении с педагогом или в детском коллективе кружка или секции, и они вполне решаемы, если посмотреть на них с другой стороны. Но если ребенок точно решил сменить сферу своих дополнительных занятий, то настаивать не стоит. Значит, пришло время заняться чем-то другим. Третье правило – ориентируйтесь на силы своего ребенка. Помните: «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота»? Для одного ребенка это совершенно нормально, а для другого невероятная психологическая и физическая перегрузка. Неважно, что соседский ребенок «всё успевает», пожалуйста, ориентируйтесь на своего, ведь вы хотите развивать именно его!