Евгения Симонова. Жена двух писателей

Назад

12 сентября 2021 19:13

 0
Краеведение/Культура

Автор: Алексей КУЗНЕЦОВ

Фото: автора и с сайта mayakovsky.ru

В год столетнего юбилея Музея-усадьбы «Ясная Поляна» участницей прошедшего здесьV Международного фестиваля «Толстой» стала народная артистка России Евгения Симонова, сыгравшая роль Софьи Андреевны Толстой в спектакле Московского академического театра имени Вл. Маяковского «Русский роман». За день до этого актриса провела «Открытый разговор» с праправнуком великого писателя, советником Президента РФ по культуре Владимиром Толстым.

Речь, конечно же, пошла и о работе над ролью, за которую Симонова получила «Золотую маску», и о личном отношении к графине. Естественно, не обошлось без воспоминаний о мастерах советского театра и кино, с которыми Евгении Павловне довелось работать.

Трудно быть женой Достоевского

Владимир Толстой напомнил, что Симонова исполнила роли двух жён классиков отечественной литературы – задолго до спектакля «Русский роман» она снялась в фильме Александра Зархи «26 дней из жизни Достоевского», где сыграла Анну Григорьевну Сниткину. Её партнёром был Анатолий Солоницын. Он, по воспоминаниям Евгении Павловны, вёл скромный, почти аскетичный образ жизни:

– Ничего у него не было, жил в Люберцах в комнате жены в коммунальной квартире, а ведь фильмы с его участием, такие как «Андрей Рублёв», «Солярис», «Сталкер», объехали весь мир, завоевывая награду за наградой, и принесли Солоницыну мировую славу…

При этом, по словам Симоновой, любимый актёр Андрея Тарковского никогда не бывал за границей. Его работам рукоплескали Венеция и Канны, а сам он однажды только собирался в… Монголию. Но не срослось – даже туда не выпустили.

Совместная работа переросла в дружбу. Почти все жили тогда бедно, зато весело. На съёмках «26 дней из жизни Достоевского», несмотря на драматизм сюжета, актёры много смеялись. Но вот однажды режиссёр потребовал, чтобы Симонова и Солоницын зарыдали. Долго ничего не получалось:

– Слёзы всегда давались мне чрезвычайно легко, унаследовала это от мамы, – вспоминает актриса. – Но на съёмках было так весело, что пришлось использовать нашатырь. Каждому из нас принесли смоченную им огромную ватку – и брызнули из глаз дурные слёзы, а Зархи скомандовал: «Мотор!»

Со съёмками в этом фильме связан еще один интересный эпизод. На «Мосфильм» приехал Ален Делон. И тут же все, кто был на студии, разделились на два лагеря – одни видели гостя, другие – «ущербные» – свой шанс упустили. Симонова и Солоницын прямо в гриме и костюмах Фёдора Михайловича и Анны Григорьевны бегали в перерывах по всему «Мосфильму» в поисках французской суперзвезды, но, как и положено по законам жанра, остались в рядах «ущербных»…

– Тогда я даже не поняла до конца, что сыграла, – признаётся Евгения Павловна. – Осознание темы жертвенности, когда жена служит мужу, пришло гораздо позже. Но по характеру мне это было близко, поэтому, видимо, и пригласили на роль Сниткиной. Это тогда и спасло. Ну и, конечно, профессиональная поддержка Солоницына.

Редкий шанс

К роли супруги Толстого Симонова, по собственному признанию, была готова лучше. Еще в подростковом возрасте она взяла из библиотеки дедушки том воспоминаний Софьи Андреевны. Добраться до дедушкиных книг было непросто – он их ревностно охранял. Давая посмотреть, предварительно отправлял человека мыть руки, а гостя, который однажды потянул книгу за корешок, едва не ударил. На книжном шкафу красовалась надпись: «Хозяин любит старину, а в старину умно живали и лошади, книгу и жену своим друзьям не доверяли». Несмотря на строгости, пятнадцатилетняя Женя получила доступ к дневникам графини Толстой и прочла их за те пять или шесть дней, что гостила у дедушки и бабушки.

– Хоть я и мало что понимала в семейной жизни, но уважение и сочувствие к этой женщине, которые по сей день питаю, как раз оттуда, из юности, – подчеркнула она.

И вот много лет спустя художественный руководитель Театра имени Вл. Маяковского Миндаугас Карбаускис предложил Евгении Павловне роль жены писателя в спектакле по пьесе Марюса Ивашкявичюса «Русский роман». Актриса согласилась. Репетировали больше восьми месяцев – слишком медленно по нынешним меркам. Конечно, занятые в постановке актёры побывали в Музее-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».

– Для нас провели уникальную экскурсию, показали комнату Софьи Андреевны, – делится впечатлениями Симонова. – Я попросила, чтобы меня оставили там ненадолго одну. Пошли навстречу. Кто-то из коллег пошутил: «Смотри с ума не сойди тут, а то отождествишься – и пиши пропало».

Владимир Толстой заметил, что это редкий шанс – попасть в спальню хозяйки дома. Дело в том, что комната супруги Льва Николаевича обычно остаётся в стороне от стандартного экскурсионного маршрута. А ведь в ней много личных вещей, которым, как и самой комнате, расположенной в пристройке, требуется специальный режим. Поэтому посетителей туда и не водят.

Гончаров и его децибелы

Евгения Павловна рассказала, как попала на работу в Театр имени Вл. Маяковского. Тогда его главным режиссёром был Андрей Гончаров, которому Симонова до сих пор благодарна за то, что взял её, совсем молодую актрису, на работу:

– Приняли без показа. Говорят, что Гончарову понравился фильм Данелии «Афоня». А я была в положении, собиралась рожать. Срок небольшой, и ничего нельзя было разглядеть. Дилемма: сказать режиссёру – а вдруг он решит, что актриса, которая скоро уйдёт в декрет, театру ни к чему. Но Андрей Александрович так располагал к себе, так умел обаять, если хотел, что я поняла: этому человеку не смогу соврать. И не зря, утвердил всё-таки.

Симонова благодарна ему не только за то, что попала в труппу, но и за то, что Гончаров давал работать. По её словам, актёры всё равно учатся, только играя, и гораздо сложнее делать это в малых ролях. Правда, вспоминает Евгения Павловна, характер у главного режиссёра был крутой:

– Как он кричал! Однажды проходил по сцене мимо артистов, которые репетировали танец. Вдруг остановился. Сложно передать, какие это децибелы... Я села на стул и почувствовала, что меня буквально вдавливает в сиденье. Только одна мысль крутилась: «Нет, здесь не выживу…» Как вдруг заметила, что один из актёров устроился поудобнее и задремал. Под крики. И тогда я подумала, что раз он справляется, да ещё и прикорнул, то, может, и я сдюжу.

Большому артисту мало нужно

Довелось Симоновой работать и с Иннокентием Смоктуновским:

– Он был уже стареньким, и когда приходил в театр, в течение дня любил поспать. Иннокентий Михайлович ложился в гримёрной, а перед этим просил нас: «Девчонки, принесите пальто и шубки, у кого что есть». Так на пальтишках и спал.

Евгения Павловна заметила, что с тех пор многое изменилось, и теперь молодые артисты, особенно на съёмках, могут устроить скандал даже из-за того, кому какие вагончики достались…

А ещё Симонова вспомнила своего первого мужа Александра Кайдановского, рассказала о работах в современном кино и театре, ответила на вопросы зрителей. Как всегда, предельно искренно. «Открытый разговор» для всенародно любимой актрисы – самый органичный формат…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных