Для знающих Talk в вине
25 сентября 2021 13:59
Автор: Алексей КУЗНЕЦОВ
Фото: Фото автора и из открытых источников
«Молодой коммунар» уже рассказывал, как прошло открытие серии разговоров об искусстве в Тульском филиале Государственного исторического музея, когда блогер и писатель София Багдасарова поведала тулякам о сексе, притаившемся в галереях и альбомах. Разговор получился пикантный. Скрывать не станем — публика пришла возрастная и поначалу сильно конфузилась. Впрочем, когда парой шуток сбросили табу с темы лекции, стеснение пропало, а одну гостью даже наградили книгой за смелые остроты. На этот раз по тому же адресу приобщали к столь же запретному. Тема вечера — алкоголь в искусстве.
Вместо алкометра
Зал полностью забила молодёжь. Спикер — Владимир Раевский, ведущий программ на радио «Серебряный дождь», автор книги «Неслыханное кощунство» — повёл рассказ, начиная с глубокой древности.
И тут выяснилось: наш взгляд на историю отношений человечества с вином далёк от правды. Многие помнят рассказы школьных учителей о негативном отношении к пьяницам в Древней Греции, где вино пили строго разбавленным, и спартанцы показывали зверски пьяных илотов детям, чтоб вызвать отвращение к нетрезвому образу жизни. Но немногие знают, что происходило на пирах архонтов за закрытыми дверями, хоть угадать нетрудно. По части неумеренного потребления знатные греки легко дали бы фору своим не столь высокопоставленным землякам.
К примеру, из росписей на сосудах знаем об одной застольной игре. Гостям предлагали остатками вина попасть в сосуд, стоящий в другом конце пиршественного зала. Метким продолжали наливать. Некий древний автор, упоминая этот обычай, подробно описывает, с какой силой и по какой траектории стоит запускать вино, чтобы не промазать, а также рекомендует потренироваться в свободное время — не сидеть же на пиру с пустой чашей.
Государственная угроза
Сохранилась чаша, на дне которой изображён старец, так славивший Диониса, что двое юношей стараются уволочь его, спящего, из залы. Ирония греков в том, что пьющий видит назидательную картинку после того, как допита последняя капля.
Незабвенными дошли до нас и предания о римских вакханалиях. Изначально, отмечает Раевский, праздник справляли раз в год, а бога славили исключительно девушки. Мужчины не допускались. Со временем что-то пошло не так — из-за народной любви торжество стало всеобщим, а отмечали его уже пять раз в году. Римская власть усмотрела в несанкционированных собраниях молодёжи государственную угрозу, и вакханалии взяли под контроль. С тех пор огня поубавилось.
Вино от Господа
Зато огонь ровно горел в средние века. Алкоголь никто не запрещал, но изображать пьяниц можно было только горящими в аду. Впрочем, на миниатюрах в евангелиях и молитвенниках попадались и сцены пиров. В это же время вместо развратников античности героями юмористических картинок стали монахи, тайком воровавшие вино из кладовых. Самых ушлых изображали с двумя кувшинами и ключом. Ключ украден у келаря, в один кувшин наливается вино, а из второго, не отрываясь от кражи, потягивает чернец.
С легкой руки Савонаролы, сказавшего, что крест подобен винному прессу, а кровь Христова вину, разошелся по требникам новый сюжет. Раевский объясняет странные на современный взгляд изображения распятия:
— Средневековый человек слова воспринимал буквально, поэтому и слова монаха истолковал напрямую. Появились многочисленные миниатюры, где из Сына Божия в самом деле прессом отжимают кровь. Евангелисты стоят с кувшинами у бассейна такого «вина», набирают его, чтобы понести дальше.
Где бедным авторам было догадаться, что истинная вера заменяет вино, а никак не наоборот.
Пивная улица
Живописец, скованный религиозной моралью, не рисовал что вздумается. Однажды Паоло Веронезе задумал написать тайную вечерю. Заказчик в процессе работы счёл изображение слишком разгульным, и автору пришлось сменить название на «Пир в доме Левия». Клиент успокоился, а Веронезе, уязвленный оскорбительным вмешательством, дал волю эмоциям, изобразив многих современников. Причём друзьям художник дал лучшие роли, врагам повезло меньше. Так был создан один из главных шедевров эпохи Возрождения в Венеции.
А в XVIII веке в Англии, когда производство джина стало чрезвычайно дешёвым (не успели обложить пошлиной), появились знаменитые парные гравюры Уильяма Хогарта «Улица Пива» и «Переулок Джина».
Кто бы подумал сегодня, что джин когда-то пили только распоследние пьянчужки. Вот и на картине переулок Джина покрыт нечистотами, рвотой, а люди там словно звери. То ли дело улица Пива, где дамы и господа выгуливают питомцев, где чисто, культурно...
Сейчас и с этим можно было бы поспорить.