Дело в шапочке?

Назад

03 июня 2022 08:56

 0
Наука/Образование

Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА

Фото: из открытых источников

Наши СМИ — лучшее доказательство тому, что с системой образования в Российской Федерации надо что-то делать. Уже из всех утюгов оповестили о том, что Болонской системе — конец! А Россия семимильными шагами устремится к советскому образованию. И да, первым делом — прямо в разгар экзаменационного периода! — отменит ЕГЭ.

Даже дилетанту, который привык сначала думать, а потом делиться надуманным с миром, ясно: ЕГЭ к Болонскому процессу имеет крайне опосредованное отношение. И в ближайшие год-два сохранится по- любому. Что же касается Болонской системы, то тут не всё так уж однозначно. Она имеет и противников, и сторонников. И, строго говоря, направлена на некоторую унификацию высшей школы с безусловно благими целями — повышение качества и доступности образования. Что плохого? Да ничего вроде.

И всё же унификация — это рамки. То есть условия. Перечислить их мы попросили доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Надежду Шайденко:

— К обязательным критериям относятся введение трёхэтапной образовательной системы: бакалавриат, магистратура, аспирантура; внедрение кредитной (кредит в данном случае — не деньги в долг, а условная зачётная единица. — ред.) системы накопления баллов (ECTS), поощрение академической мобильности и поддержание высокого качества образования.

Рекомендуемые критерии включают разработку единой системы оценок, акцент на вовлечённость студентов в процесс обучения, оказание моральной и материальной поддержки нуждающимся учащимся. И поддержка идеи непрерывного образования в течение всей жизни (Lifelong learning). Гармонизация программы по направлениям подготовки, возможность для студента самостоятельно формировать обучение с помощью курсов по выбору, модульная система обу- чения, дистанционные программы и введение рейтинговой системы — это факультативные критерии.

Надежда Анатольевна подчеркнула, что вхождение в Болонскую систему — не решение одного дня. Первые соглашения между европейскими университетами подписывались в семидесятые годы прошлого столетия. Система стала формироваться к концу 90-х годов, а присоединилась Россия к Болонскому процессу в 2003 году.

Меж тем, против этого присоединения возражают политики. Например, председатель заксобрания Камчатского края Ирина Унтилова убеждена, что «болонская система не оправдала себя в условиях нашей страны, более того — оказала негативное влияние на качество обучения в вузах и на право нашей молодёжи на получение бесплатного высшего образования. Работодатели не рассматривают бакалавриат как полноценное высшее образование и охотнее принимают на работу магистров или специалистов. Поэтому отмена Болонской системы и возврат к советской высшей школе, благодаря которой наша страна стала передовой в освоении космоса, в атомной энергетике, по многим другим направлениям, абсолютно оправданны».

Сложности с бакалавриатом реально есть. Это признаёт и Надежда Шайденко. Она считает, что бюджетных мест в магистратурах вузов выделяется недостаточно. От себя можем добавить, что региональные бизнес-элиты не везде, наверное, понимают свою заинтересованность в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов. Правда, Тульскую область, где в магистратуре учатся за счёт предприятий десятки, а то и сотни будущих специалистов во всех отраслях, из списка непонимающих можно было бы, пожалуй, исключить.

Ещё есть одно «но». Осторожное или даже настороженное восприятие бакалавриата работодателем никак нельзя отнести к недостаткам системы. Здесь речь идёт именно об отношении к ней общества и государства тоже. Точно так же, как нельзя считать недостатком самостоятельный выбор студентами «не тех» модулей и направлений в образовании, что ведёт к бессистемности полученных знаний. Это, опять же, отсутствие чёткой мотивации у самих обучающихся и, конечно, недоработка вузов, профессорско-преподавательский состав которых всё же обязан возглавлять образовательный процесс.

А уж призывы к светлому прошлому — это вообще смешно. Вот и профессор Шайденко их тоже не одобряет: «Всякий человек даже на житейском уровне понимает, что дважды в одну реку не заходят. Нет одной реки! Нет советского государства! Нет того общества с его моралью, ценностями и т. д. Нет прежних людей... Изменились учителя и родители. Совсем другими стали дети — физически и духовно. И переносить на новые реалии старую систему — ошибочно, да и просто невозможно. И, наконец, так ли безупречна была система, которую многие призывают возродить?»

Для горячих поклонников советской высшей школы Надежда Анатольевна любезно напоминает об идеологизации образования, что «отъедало» у спецдисциплин солидный кусок учебного времени. О поездках на сельхозработы, занимавших чуть ли не семестр за курс. Всё это было. Кому-то не мешало, а кому-то очень даже...

А ещё она помнит, как в бытность её ректором в ТГПУ им. Л. Н. Толстого переходили на новую систему. Почти три года ушло на написание тонн бумаг, что стоило денег, сил и времени, а всё это, как ни крути, отнимается у образовательного процесса.

И все-таки новая система никогда не создаётся на обломках старой. Скорее на основе предыдущего опыта. Пусть и не всегда положительного.

А самым горячим поклонникам Болонского процесса стоит помнить, что при всей унификации образования российские дипломы по-прежнему не признаются за рубежом. А вот корочки Техниона в Хайфе признаются, хотя Израиль предпочитает Болонской собственную систему образования. И строит её десятилетиями, исходя из потребностей глобальной экономики, а не по команде сверху на основе светлых воспоминаний.

Успокоил дискутирующие стороны министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в интервью «Коммерсанту». То есть он допускает и переход вузов на специалитет, и сохранение бакалавриата с магистратурой. В пользу последнего он приводит три аргумента: во-первых, многим студентам нравится, во-вторых, в ряде случаев магистерская степень предусмотрена квалификационными требованиями к должности, в том числе на государственной гражданской и правоохранительной службе. Ну и наконец, по мнению министра, система «бакалавриат — магистратура» хорошо понятна иностранным студентам. Со всеми вытекающими.

«Поэтому будущее за уникальным сочетанием специалитета, бакалавриата и магистратуры», — подытожил В. Фальков.

А вы правда думали, что всё дело только в магистерской шапочке с кисточкой?



Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных