Без моря, отдыха и денег
24 июня 2021 23:37

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: из открытых источников
Планировать поездку за границу в непредсказуемое коронавирусное время рискованно – значит, надо везти детей к родному Чёрному морю, в Крым или на Кавказ, – решила тулячка Марина П. и приобрела тур в Ялту на 24 июня. За несколько дней до отлёта включила телевизор – и пришла в ужас…
Штраф за отказ от поездки
За время пандемии мы, кажется, все успели забыть, что кроме коронавируса существуют землетрясения, цунами и прочие природные катаклизмы, способные нарушить планы отпускника. Страшные по силе и продолжительности ливни обрушились на южный берег Крыма и привели к наводнению. Особенно пострадала Ялта: подтоплены дома, в том числе несколько отелей, разрушена туристическая инфраструктура, пляжи залило грязноватой жижей, нарушилась подача электричества и воды. Самое грустное для туристов — вся грязь с гор и улиц Ялты ушла в море, пишет портал NGS24, и когда оно очистится, непонятно.
Почитав в интернете о том, что происходит в Крыму, Марина поняла: лететь в Ялту, да еще с двумя маленькими детьми, бессмысленно. Посоветовавшись с мужем, решила сдать путевку, а стоила она недешево – более 80 тысяч рублей, и отправилась в турагентство. «Нет проблем, – ответила девушка-менеджер. – Только вам придется заплатить штраф в 50 процентов от стоимости тура». Марина возмутилась, так как была уверена, что в случаях, когда речь идет о стихийном бедствии, а не изменении личных планов отдыхающего, уплаченные средства возвращают полностью.
– За последние несколько дней мы приняли несколько аналогичных жалоб, – комментирует главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Любовь Чернова. – Люди отказываются от туров в Крым, при этом им готовы отдать всего половину от уплаченной суммы.
Начнем с того, что потребитель имеет право отказаться от поездки без объяснения причин в любое время. В этом случае, на основании статьи 32 Закона «О защите прав потребителей», турфирма может удержать с потребителя расходы, которые понесла в связи с организацией путешествия. Это, например, плата за заказанные авиабилеты, страховку, бронь гостиницы и другие позиции, которые предусмотрены договором, но фирма обязана доказать, что она эти деньги действительно потратила, то есть предоставить соответствующие документы. И ни о каком «штрафе» в пятьдесят процентов стоимости, конечно, речь идти не может…
Однако у Марины и тех, кто отказывается от поездки из-за наводнения в Крыму, – иная ситуация: существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. После наводнения условия отдыха в Крыму действительно ухудшились: смогут ли люди купаться в море, бассейнах, ходить на прогулки и экскурсии, неизвестно. Этот аргумент можно использовать при попытке отстоять правоту Марины в суде…
Турцию снова открыли. Надолго?
Потребитель вправе требовать возврата полной стоимости тура и в том случае, когда поездка отменена из-за решения государства «закрыть» для туристов определенную страну или регион в связи с угрозой их жизни и безопасности.
О том, что в период пандемии нечто подобное может произойти в любую минуту, все уже хорошо знают. Самое неприятное – это когда какую-то страну то открывают, то вновь закрывают. Так случилось с Турцией, и в результате люди были вынуждены переносить дату поездки несколько раз. Турция в настоящее время вновь доступна для российских туристов – регулярные авиарейсы возобновлены с 22 июня. Но надолго ли?..
– Можно, конечно, даты поездок больше не менять и потребовать вернуть деньги. Однако люди, которые покупали туры до 31 марта 2020 года и после этого переносили путешествие, оказались в худшей ситуации, чем те, кто приобрел путевку в этом году, – отмечает Любовь Чернова. – Первые, увы, попадают под постановление Правительства РФ, изданное летом прошлого года, которое разрешает туроператорам выплатить деньги туристам до 31 декабря 2021 года. Будем, конечно, надеяться на лучшее, однако что-то подсказывает, что большинству потребителей перечислят деньги в последний день…