Без еды и без вина широка моя страна

Назад

10 ноября 2020 02:30

 0
Краеведение/Культура

Автор: Алексей Кузнецов

Фото: автора и с сайта ГУК ТО "Объединение центров развития и культуры"

В День народного единства на территории ремесленного дворика в Туле прошел XIV фестиваль «Страна в миниатюре».

В этот раз фестиваль разместился в зданиях кустарного антимузея и музея резного наличника и, может быть, поэтому, а также из-за действующих в области ограничений принял форму экскурсии-путешествия. Добродеи-проводники сопровождали гостей от диаспоры к диаспоре.

Первым гостей «Страны в миниатюре» приветствовал еврейский народ. На станции этой диаспоры рассказали о семейных и религиозных традициях евреев. Тут-то и выяснилось, что шабат — не просто священный день и законный отдых на седьмой день сотворения мира, а ещё и своеобразный барометр семейного благополучия. То есть еженедельно к каждой семье спускаются по два ангела — добрый и злой. Они-то и следят за порядком. Если в доме не ссорятся и соблюдают обычаи, то добрый ангел говорит: «Так тому и быть» — после этих слов мир и благополучие в семействе гарантированы еще на неделю. Если в праздник в доме ссоры, то злой ангел заботливо сохранит все проблемы до следующего шабата. После истории гостей угостили традиционным хлебом и вместе с ними спели еврейские народные песни.

От гостеприимной общины сынов Израиля добродей привел гостей к станции стран Азиатского содружества. Вся комната была увешана драгоценными нарядами. Гости дружно принялись мерить халаты и всё, что там было,— видимо, представляя себя богатыми узбеками. Глава содружества Мухаммади Алимурадов всё сокрушался по поводу карантинных ограничений, отменивших самое популярное в восточной культуре — угощение. Плов, самса и манты, по его словам, еще никогда никого не оставляли равнодушными.

Русские встречали гостей… скорбно — пели свадебную песню. А песня эта — плач. В старину на Руси представляли, что, выходя замуж, девушка умирает, чтобы родиться в новой семье. Потому и скорбели подруги невесты, а в богатых семьях даже нанимали специальных плакальщиц.

Всплакнув с русскими девицами-красавицами, отправились к немцам. С незапамятных времен селились они в России, а после революции 1917 года в Поволжье даже была Немецкая автономия. Но с началом Великой Отечественной её жителей депортировали во все уголки Союза: женщин на поля, мужчин — на тяжелую работу в шахтах. Одну из шахт Тульской области впоследствии так и называли — «ГДР»… Вот так близ Богородицка, Киреевска, Щёкино, Кимовска компактно поселились немцы, не пленные, а наши, изрядно обрусевшие. И ничего, казалось бы, не выделяет их, если бы не традиции и порядки, бережно хранимые в каждом доме.

От немцев дорога ведет путников к казакам. О боевом искусстве казачества ходят легенды, поэтому его представители и сконцентрировали свое внимание на воинском искусстве — учат молодежь обращаться с оружием, воспитывают поколение, готовое в любой момент дать отпор врагу — хоть пикой, хоть саблей. Рядом с готовыми к обороне казаками расположились гостеприимные грузины. Удивлять гостей им оставалось разве что экспозицией разнокалиберных рогов для вина, причём всухую. Хоть и утверждали представители диаспоры, что коронавирус через рог не передается, правила есть правила, они едины для всех наций и народов. Точно так же пустой расписной посудой, вышивками да песнями-танцами привлекали вновь прибывших молдаване.

В конце пути ждал совсем уж удивительный народ — езиды, выходцы из междуречья Тигра и Евфрата. Езиды выдержали всё — и попытки ассимиляции, и откровенные гонения (по словам представителя диаспоры Агмата Агмодяна, тульского представителя древнего народа, за всю историю только случаев геноцида насчитывается 74). Но не отказались от веры и обычаев предков — спасаясь от преследований, перемещались на север и на запад. Так что сегодня езиды представлены как в России, так и в странах Евросоюза.

Глава Ассамблеи народов России азербайджанец Тофик Мусаев, вот уже 38 лет живущий в Туле, особое внимание уделил объединяющей силе русской культуры: «Русская культура близка и понятна многим народам, и это совсем не удивительно. В каждой стране общего неизменно больше, чем различий, одни и те же вопросы волнуют простой народ в любой точке земного шара. В сущности, все культуры берут начало из одного корня, а на различиях внимание акцентируют недоброжелатели. Какой народ решит, что он лучше других,— пропадет. Русские это понимают, и мы понимаем тоже».

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных