Суббота 18 сентября

Беня Крик, тупой Серёжа и Конёк-Горбунок

Назад

20 августа 2021 06:11

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: архив Молодого коммунара, соцсети

10 сентября Тульский академический театр драмы открывает очередной, 245-й сезон. Сбор труппы после отпуска уже состоялся, начались репетиции, открылась продажа билетов. Художественный руководитель ТАТД Дмитрий Краснов рассказал «Молодому коммунару» о том, как живет театр, и о премьерах, которые ждут туляков осенью 2021-го и в начале 2022 года.

Когда стираются границы

Но прежде мы вспомнили о сезоне прошедшем, о том, что не все запланированные премьеры состоялись — часть постановок была перенесена на более позднее время или заменена другими названиями.

театр-краснов.jpg

— Причина — пандемия коронавируса, — поясняет Дмитрий Краснов. — У нас переболела практически вся труппа. К тому же весь прошлый сезон мы работали с ограниченной заполняемостью зала, следовательно, меньше зарабатывали. Приходилось экономить буквально на всем, и в первую очередь это коснулось постановочных расходов. Поэтому театр был вынужден скорректировать свои планы. Ситуация с ковидом остается сложной, и по крайней мере в начале очередного сезона мы также обязаны будем работать с 50-процентной заполняемостью и исходя из этого рассчитывать свои силы и средства...

Из-за пандемии, в частности, пришлось отложить работу над постановкой спектакля по «Закату» Исаака Бабеля. В этом сезоне премьера точно состоится — она намечена на начало октября. Изначально предполагалось, что «Закат» будет ставить приглашенный режиссер Пётр Орлов, однако коронавирус спутал все планы и графики. В результате спектакль будет ставить сам Дмитрий Краснов.

— Мне кажется, что пьеса Бабеля очень важна именно сегодня, потому что она написана о временах, когда стираются границы между «хорошо» и «плохо». Уничтожаются многовековые законы, и в эту дыру проваливаются люди, страны, государства, — говорит Дмитрий Краснов. — В «Закате» это показывается через конфликт отцов и детей, которые даже не пытаются понять друг друга...

Декорации задуманы довольно условными (художник — Ирина Блохина), но самобытный одесский колорит, так же как и национальный еврейский контекст, в спектакле будет присутствовать обязательно. Дмитрий Краснов рассказал, что в процессе работы ходил в тульскую синагогу для того, чтобы по ряду вопросов проконсультироваться с раввином. Иначе нельзя, тем более что один из персонажей пьесы — Арье-Лейб, служка в синагоге, — постоянно читает Тору, пытаясь осмыслить то, что происходит вокруг. У авторов будущего спектакля даже появилась идея сделать программку с двойным названием: крупно «Закат» — и внизу то же слово, но на иврите. А жанр постановки пока не определен, хотя уже сегодня понятно, что он будет синтетическим, ведь то, о чем написал Бабель, — настоящая трагедия, замаскированная смехом и глубочайшей самоиронией...

— Я рад, что мне представилась возможность работать с этим материалом. С другой стороны, жаль, что это не смог сделать Пётр Орлов, — признаётся Дмитрий Алексеевич. — Артисты должны работать с разными режиссерами, «купаться в разных морях», только тогда они растут, развиваются. Это очень важно для любого театра, и для нашего в том числе. Мы обязательно пригласим Орлова на другую постановку...

Что-то пошло не так

Вторая премьера сезона — «Как Зоя гусей кормила» по пьесе современного драматурга, ученицы Николая Коляды Светланы Баженовой. В главной роли занята заслуженная артистка России Ирина Федотова, которая в ноябре этого года будет отмечать юбилей. Пьеса написана в жанре «черная комедия», это история о даме весьма преклонных лет, которая вроде бы собралась умирать, но при этом развивает бурную деятельность, контролируя жизнь своего единственного 60-летнего сына. Режиссер — Анна Терёшина.

А к Новому году Тульский академический театр драмы готовит сюрприз для детей и их родителей — сказку Петра Ершова «Конёк-Горбунок» в постановке Дмитрия Краснова. По всей видимости, это будет очень веселый и хулиганский спектакль...

В этом же сезоне тульские зрители увидят новую работу режиссера Евгения Маленчева — «Серёжа очень тупой» по пьесе одного из самых популярных современных отечественных драматургов. Пьеса — абсурдистская, при этом поразительно актуальная: главный герой, молодой программист, попадает в очень странную, опасную ситуацию... Это история о том, насколько способно поколение хипстеров принимать решения и действовать, когда что-то идет не так.

И еще одно новое название должно появиться в афише ТАТД в этом сезоне — «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова в постановке приглашенного режиссера Веры Анненковой, уже знакомой нашему зрителю по спектаклю «Мнимый больной», поставленному в прошлом году.

Алексей, сын Николая

театр-Алексей Казаков.jpg

Несколько слов об изменениях в составе труппы. Из тульской драмы ушел Ян Воробьёв — он работал в ТАТД с 2014 года, сыграл множество ярких ролей, и зрители успели его полюбить. Тем временем в театре появился новый молодой актер — сын легендарного тульского актера, народного артиста России Николая Казакова (1938–2005). Алексей — выпускник Театрального института имени Бориса Щукина. В его ещё небольшом актерском багаже уже есть роли в спектаклях по произведениям классиков и современных авторов. В основном это студенческие работы, но очень интересные — царевич Алексей в спектакле «Пётр I», Мечтатель в спектакле «Белые ночи» по Достоевскому, роль учителя грамоты в пьесе Лопе де Вега «Дурочка», Чередниченко в спектакле «Чередниченко и цирк» В. Шукшина и другие.

Алексей снимался в документальном фильме «Насквозь» режиссера Привольновой и в альманахе короткометражных фильмов продюсерского фонда А. Кончаловского у режиссера Пшеничникова.

...Несколько дней назад потомок и тезка великого русского поэта Михаил Лермонтов, возглавляющий Общественный совет при Министерстве культуры РФ, выступил с инициативой проверить репертуар российских театров на соответствие стратегии национального развития и нацбезопасности. Мы спросили у Дмитрия Краснова, какую реакцию у него и его коллег вызвала эта идея.

— А кто будет определять, что такое «хорошо», что такое «плохо» и соответствует ли спектакль неким стандартам? Значит, начнут создаваться структуры, которые эти стандарты разработают, причем на бюджетные деньги. Мне кажется, у нас подобного рода предложения иногда только ради этого и делаются, — считает Дмитрий Алексеевич. — Как писал Кант, существует звездное небо над головой и моральный закон внутри нас, и каждый художник прежде всего несет ответственность перед собой и перед Богом...


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама