Альтернативный детектив в имперском антураже

Назад

29 июня 2024 10:31

 0

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

Фото: из открытых источников

Понравится ли вам Российская империя, где столица перенесена в Омск, а аристократия использует могущественных и опасных дивов? Или, быть может, Россия, где Церковь Святых Серафимов воспитывает из детей с необычными способностями воинов света с глазами, как драгоценные камни? А может быть, вы предпочтёте историю, где в жилах потомков древних родов течёт кровь славянских богов?.. Фантазия авторов, предпочитающих творить альтернативные миры, поистине безгранична.

Сейчас в жанре фэнтези столько поджанров и они так тесно переплетены между собой, что пытаться их как-то систематизировать — дело неблагодарное. Впрочем, последние несколько лет в российском сегменте всё отчетливее прорисовывается и набирает популярность относительно молодое направление, которое можно охарактеризовать как «фэнтези-детектив в антураже альтернативной отечественной истории».

Все книги этой серии базируются на общем тезисе — Российская империя вполне благополучно продолжает существовать. Революция 1917 года не случилась или случилась, но потерпела поражение. Власть держится на магии, паранормальных способностях или достижениях гениев механики. Возможен вариант «всё сразу». На первый взгляд, от классического фэнтези или ЛитРПГ их отличают только «декорации», а так — староедоброе «за всё хорошее против всего плохого». Но на самом деле есть нюансы.

Котиков любят все

Автор этих строк даже и не припомнит, когда какой-нибудь развлекательной книге делали такую громкую пиар-кампанию, как циклу Виктора Дашкевича «Колдун Российской империи». Вот уже с год как на него натыкаешься в различных подборках, обзорах блогеров, магазинах, разделах «Хит продаж» электронных книжных площадок...

кульпросвет1.jpg

Любопытный момент. Первая книга на площадке Литрес была опубликована 25 августа 2023 года, а третья — уже 29 марта 2024-го. То ли автор адаптировался к жестким требованиям рынка, то ли цикл готовился сильно заранее. Второе вероятней, хотя бы потому, что все три книги сделаны очень ровно — не чувствуется спешки, нет провисающих сюжетных линий или откровенных дыр. Язык достаточно хорош, чтобы не спотыкаться на каждом абзаце об очередную нелепость, стиль изложения, с одной стороны, вполне соответствует антуражу, а с другой — не утяжеляет повествования.

Мир Дашкевича любопытен и отчасти напоминает цикл «Трилогия Бартимеуса» Джонатана Страуда. Так же, как и у британца, сюжет раскручивается вокруг пары человек/нечеловек и эволюции их связи. Разве что англичанин в напарники колдуну выбирает джинна, а наш соотечественник — дива.

Альтернативная вселенная Дашкевича стоит на двух мирах. Один — более-менее привычный земной, но с магической составляющей, второй — жестокая Пустошь, населенная дивами. Связь между дивами и людьми сначала напоминает стандартную привязку — ритуал жертвоприношения. Но чем дальше уводит читателя повествование, тем яснее становится, что далеко не всё так просто. Да, могущественных существ сдерживают рабские узы, а случайно пролитая кровь может стоить жизни неудачливому хозяину, однако главный герой раз за разом получает доказательства того, что веками считавшиеся непреложными истины рушатся одна за другой.

Итак, Петербург, 1982 год. Классический герой-одиночка, граф Гермес Аверин (у него даже привязанного дива нет) начинает расследование убийства мальчика из дворянской семьи. Дело практически сразу обрастает неприятными подробностями и вообще — оно совершенно не похоже на рядовую «уголовку». А тут еще на Петроградке огромный и явно демонический кот объявился и ведет себя — ну максимально странно.

Дашкевич, конечно, сделал ход конем — котиков любят все, а потому молодой див Кузя, превращающийся в кота, собрал массу поклонников самим фактом своего существования. Неудивительно, что именно ему рецензенты отвешивают львиную долю комплиментов.

В целом у Дашкевича получилась очень стройная и логичная в своем развитии серия. Приятный главный герой, очаровательный компаньон, любопытное окружение и колоритные, заслуживающие уважения враги. Аверин, конечно, вполне вписывается в рамки любимого многими авторами развлекательной литературы принципа «если б не он и не его кобыла, то и пахать бы не на ком было», но тут он вполне уместен. Рассудительный, спокойный, способный непредвзято смотреть на вещи граф органично вписан в общую канву.

Так что книги про колдуна Российской империи, его семью и, конечно, котика вполне позволят читателю провести пару приятных вечеров. Особенно если не забывать, что речь идет о развлекательной литературе, и не ждать от нее глубинного психологического анализа поступков героев или детального описания мира, достойного какого-нибудь эпоса.

Свет очей их

Еще один любопытный сериал стартовал весной — «Геммы. Сыскное управление» Анны и Марка Коэнов. В этом случае маркетинговая служба сработала хуже. Аннотация вяленькая, промо практически не было. Книга появлялась лишь в обзорах энтузиастов. Между тем, «Геммы» вполне могут войти в топы. Если, конечно, авторы потянут непростую идею.

Когда-то серафимы жили среди людей, защищая их от демонов. Времена те канули в Лету, но нет-нет да и просыпается в каком-нибудь ребенке их благословение. И тогда у малыша одна дорога — в церковь Святых Серафимов, где из него вырастят стража света с глазами цвета малахита, лазурита, яшмы или рубина... С необычными способностями и единственной целью — служить. Но однажды четверка друзей покидает замкнутый церковный мир, поступая на службу в сыскное управление.

культпросвет2.jpg

«Геммы» — это тот случай, когда сложно сказать, что получится в итоге. Задумка, безусловно, шикарная. Но первая часть представляет собой всего лишь знакомство, скорее даже штрихи: сама система воспитания геммов, которую, как оказывается, не все могут пережить; полностью или практически полностью утраченная память о детстве этими самыми воспитанниками и мрачная инквизиция, роль которой пока практически неясна. Детективная линия прописана схематично — мелкие дела, которые словно сами собой раскрываются, прокладывая мостики к «большой игре».

Авторы, кстати, постарались отойти от канонов. Их героям в большом мире адаптироваться так же сложно, как и обычным сиротам. Все курьезные или печальные ситуации происходят именно оттого, что они не знают, как устроена жизнь обычных людей.

Эти детали — неумение жить по средствам, детский восторг от комнаты, которая чуть шире чулана, удивление от столкновения со страхом и презрением обывателей — и делают роман чем-то большим, нежели проходная книжка для поклонников жанра. Главный вопрос, смогут ли Коэны грамотно развить все наметанные ими строчки и соткать единое полотно из множества лоскутков? Впрочем, ответ на него мы получим уже во второй книге.

Ну очень неприятный главный герой

Абсолютный фаворит автора этих строк — трилогия Кирилла Кащеева и Илоны Волынской «Потомокъ».

Представьте на минуточку, что никакого крещения Руси не состоялось. Ну не захотел Владимир отринуть славянских богов и получили его потомки за то дары крови, силу великую. Выдохлась она, правда, за сотни лет и не те уже Даждьбожичи, Лельичи, Сварожичи да Стрибожичи, но пока крепко держат Российскую империю, хоть разговорчики, конечно, ходят в народе.

Оговорюсь сразу: поклонникам рыцарей на белых конях — точно не сюда. Ибо конь здесь будет паровой, а «лыцарь» — избалованный 16-летний дворянский сынок.

культпросвет3.jpg

Митя Меркулов — плод мезальянса. Его папенька — принципиальный следователь, «выслуживший» дворянство, а маменька — княжна Белозерская, которую никогда б не отдали за такого малосолидного жениха, кабы не «малокровие» и посредственные внешние данные. Двери в высшее общество для нашего героя закрыты, а только оно и составляет предмет всех его чаяний. И у Мити почти получилось, но отец поймал на краже не кого-нибудь, а государева брата, за что и был пожалован имением, а заодно поручением наладить работу полиции аж в Екатеринославской губернии. Единственного наследника оставить в Петербурге Меркулов-старший не пожелал, и пришлось Митеньке отправляться в совершеннейшую глушь... Глушь, впрочем, удивила — забытыми богами, убийствами, а еще — нежеланной посланницей самой Мораны.

У читателей, оставляющих отзывы на трилогию, обычно две претензии к авторам. И обе, мягко говоря, странные.

Первая — непонятный местный говор. Но если обратиться к справочной информации, мы выясним, что действие происходит в области, которая граничит с Полтавой, Херсоном, Харьковом и проч. Какой говор там должен быть? Шолохов вот в «Тихом Доне» диалектом тоже не пренебрег, и ничего, через несколько страниц, полазив по словарям, начинаешь всё прекрасно понимать. С «Потомкомъ» — та же история.

Второй упрек — ну очень неприятный главный герой. Авторы пишут о подростке — в этом возрасте вообще мало кто вызывает у взрослых исключительно умиление. Плюс Митенька же совершает добрые дела, пусть и из корыстных соображений или попутно, в безвыходных ситуациях. Но кто сказал, что главный герой обязательно должен быть альтруистом? Те же рыцари, если уж на то пошло, — не кто иные, как наемники и за «спасибо» прекрасных дам спасали исключительно в балладах.

Исключительно личное впечатление: Кирилл Кащеев и Илона Волынская вывели жанр на качественно новый уровень, мастерски вписав в каноны мистики, стимпанка и городского фэнтези вполне классические темы — взросления, отношений отцов и детей, сути и смысла подвига, даже призвания. Трилогия будет одинаково интересна как подрастающему поколению, так и взрослым людям. И каждый увидит что-то своё.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных