Понедельник 04 декабря
Связаться с редакцией

Александр Майоров.Путешествие к себе

Назад

10 ноября 2023 08:22

 0
Краеведение/Культура

Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА

Фото: Геннадия ПОЛЯКОВА

В выставочном зале на Красноармейском проспекте в областной столице открылась выставка «Эхо ар-нуво. Возвращение персонажей. Избранное» Александра Майорова.

С этим событием заслуженного художника Российской Федерации, академика Российской академии художеств, почетного гражданина города-героя Тулы поздравили представители областной и городской власти, музейного сообщества, коллеги и друзья. Трогательное, полное понимания важности события поздравление прислал президент Российской академии художеств Зураб Церетели:

«Самобытный мастер, обладающий собственным образным видением и изобразительным языком, Вы плодотворно работаете, отдавая предпочтение уникальным формам станковой графики и живописи. Вашим работам свойственна особенная выразительность, эмоциональная наполненность, музыкальность. Они привлекают зрителя философской глубиной и декоративностью»…

Тут к музыкальности хочется обязательно добавить литературность. И не только потому, что книги, фолианты, свитки, листы рукописей неизменно присутствуют на полотнах Майорова, а ещё и потому, что сюжет каждой его картины — сам по себе роман, любовный, авантюрный, исторический, да какой угодно. В зависимости, так сказать, от уровня запросов созерцающего.

майоров.JPG

…Нашему знакомству чуть больше тридцати лет. Революционно-реакционный 1993-й был сложным для понимания, а наличие у человека интеллекта не упрощало задачу — скорее наоборот. Мы поначалу много говорили о политике (Саша — из вежливости по отношению к моей должности политического обозревателя, я — в наивной надежде, что «проговоренная» проблема перестанет быть таковой).

Кто первый пришёл к выводу о том, что разговорами делу не поможешь, не так уж и важно, однако обсуждения «своеобразия текущего момента» как-то сошли на нет. Зато появился интерес к работе художника. К работе мастера, который в противоположность политикам никогда не изменял себе. И, кажется, всегда думал только о простом и вечном.

Нет, конечно, время менялось и меняло нас. Александр Майоров из стройного буйно кудрявого юноши с задатками бунтаря постепенно превращался в мэтра, серьёзного и знающего цену всему, всем и не в последнюю очередь себе. Мы, вчерашние граждане СССР, начинали познавать мир — так на картинах Майорова отчётливее проступили библейские мотивы, усиленные ощущениями от камней Иерусалима; ритмы и краски венецианского карнавала придавали ещё и ещё изысканности, переменчивости и загадочности женской красоте; архитектурная сказка Барселоны выстраивала знакомые и уже даже привычные предметы в совсем другие композиции, придавая всему какой-то иной смысл. Новые звёзды влекли в новые дали волхвов — за новыми тайнами. И тайны эти неожиданно открывались — не только волхвам, но и скрипачам, и фонарщикам, и королям, и шутам, наполняя их взгляды то вековой скорбью, то жгучей болью сопереживания, то лёгкой самоиронией.

майоров1.JPG

Но к политике мы всё же возвращались. Выставка «Пасьянс накануне 17-го» растревожила в очередной раз беззащитностью так любимого и литераторами, и живописцами «маленького человека» перед беспощадным колесом истории, которому абсолютно всё равно, чьи судьбы окажутся раздавленными — юных ли романтиков, отправившихся защищать Отечество и оказавшихся в кровавой каше перемен, наивных ли барышень, готовых за любимыми хоть на плаху…

Выставка «Эхо ар-нуво. Возвращение персонажей. Избранное» даст нам возможность не только встретиться с полюбившимися героями Александра Майорова, но и завести новые знакомства. Свидетели детства, конечно, у каждого свои — но сосед-мастер-на-все-руки, юродивый у стен храма, куда почти тайком водила бабушка, и старьёвщик, обладавший бесценными сокровищами типа бумажных шариков на тонкой резинке или свистулек, чья магическая притягательность надолго задвигала в дальний угол дорогих магазинных кукол и хитроумные машинки,— они ведь были в жизни многих представителей нашего поколения, которое неожиданно для всех вдруг стало считаться старшим. Они почти реалистичны, эти портреты. Но всё же «почти», потому что каждый вправе сам додумывать и дополнять эти зыбкие уже воспоминания. В этом, кстати, огромная демократичность художника — он даёт старт и давно пережитым событиям, и фантазиям, и ощущениям, а ты уж, дружок-зритель, дальше давай сам — следуй по волне памяти…

майоров3.JPG

Так же меняется и авторская техника — почти неуловимо, но обязательно со смыслом. То холст превратится в рогожку, то изображение, которое кажется до боли знакомым, вдруг проступит рельефно, словно цепляя неровной поверхностью внимание, чувства, совесть даже. И композиции или, прости Господи, инсталляции, появившиеся у Александра сравнительно недавно, ушли от почти плакатной резкости всё туда же — к музыкальности, декоративности, литературности.

Не верите? Сходите на выставку. Она продлится до 3 декабря.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных