Частные музеи. Бизнес для энтузиастов

Назад

06 февраля 2018 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В начале наступившего года в Туле, на улице Менделеевской, 9, открылся новый частный музей — «Гармони деда Филимона». Корреспонденты «Молодого коммунара» решили узнать, кто и зачем создаёт частные музеи, как они живут и могут ли конкурировать с музеями государственными.

Отчего гармонь поет? …

«…Оттого, что кто-то любит гармониста…»,— с чувством поют экскурсанты под аккомпанемент Николая Кузьмищева — преподавателя по классу гармони Тульского колледжа искусств им. А. С. Даргомыжского и, по совместительству, сотрудника музея «Гармони деда Филимона». Экскурсовод Елена рассказывает об истории гармонного производства в России, а Николай демонстрирует звучание разнообразных гармошек и делает это, надо сказать, виртуозно. Экскурсия завершается музыкальной «угадайкой» и хоровым пением под гармонь. Гости в восторге — от Лены, Николая и от самих экспонатов, конечно.

Коллекция действительно впечатляет: более ста предметов, некоторые из них уникальные. Главные герои экспозиции, разу — меется, гармошки — не только тульские, но и ливенские, череповецкие, новоржевские, елецкие, псковские, саратовские. А еще здесь есть вологодские гармони с колокольчиками, миниатюрные, но играющие гармони «черепашки», тальянки, концертино, выпущенный на тульской фабрике в 1953 году, аккордеоны, баяны и даже банданион. Инструменты установлены на круглых плавающих подставках, так что их можно легко повернуть и рассмотреть со всех сторон.

Елена показывает, как устроена гармонь, и объясняет, чем отличается, например, саратовская гармошка от новоржевской резухи. И конечно, рассказывает о том, как завоевал Россию этот музыкальный инструмент, уделяя особое внимание тульским страницам его биографии. Оказывается, создали гармонный промысел в нашем городе оружейники. В 1820-х простейшие ручные гармоники изготавливал Тимофей Воронцов, а в 1830 году Иван Сизов привез с Нижегородской ярмарки пятиклапанную гармошку, сначала сделал такую же — просто из интереса, а потом открыл гармонное производство. К концу XIX века Тула обеспечивала гармонями практически всю Россию. В нашем городе работали и крупные гармонные фабрики (самая известная — братьев Киселевых), и небольшие мастерские, в одной из них вместе с шестью своими сыновьями трудился Леонтий Чулков. Чулков изобрел специальную механику для басов, в результате они стали звучать более ярко и насыщенно.

После Октябрьской революции гармонные мастера объединились в артели. Но гармони изготавливали не только взрослые: в Туле из беспризорников была создана гармонная артель «Деткомиссия», выпущенный ею инструмент есть в коллекции музея.

— В годы Великой Отечественной войны все гармонные фабрики в стране были закрыты или перепрофилированы,— продолжает рассказ Елена.— Тульская выпускала костыли для раненых и лыжи. Но в 1943 году от бойцов с фронта стали приходить письма с просьбой возобновить гармонное производство, и наша фабрика вновь стала выпускать гармошки. Обратите внимание на этот инструмент — он вместе с бойцом прошел всю войну до Берлина. На корпусе выложена надпись «Победа» и фигурки девушек — они сделаны из осколков немецкого снаряда…

В 60-е годы 50% гармоней в СССР выпускала тульская фабрика. Нам демонстрируют инструменты, специально сделанные к советским датам, партийным и комсомольским съездам. В коллекции множество детских гармошечек — их корпусы расписаны ромашками. Большинство этих инструментов — из коллекции Евгения Городского, который долгие годы руководил в ДК «Серп и молот» детским коллективом «Гармошечка-говорушечка». Собрание Городского передал в музей его сын.

Гармонист Николай демонстрирует возможности современной гармони с миди-системой, превращающей обычный инструмент в настоящий оркестр. Музыкант набирает комбинацию из нескольких тембров — и начинает играть джаз. Но Николай может не только это. Он берет с полки на первый взгляд обычный женский красный сапожок, кожаное голенище превращается в меха — и звучит веселый русский наигрыш…

Шансон для французов

— Мы подготовили несколько экскурсий — для взрослых, для детей, планируем сделать программу ко Дню победы — она будет называться «На привале»,— рассказывает хозяин музея, генеральный директор ООО «Филимоновская игрушка» Сергей Кузнецов.— Скоро к нам в гости должны приехать французы — специально для них готовим программу «Шансон» с акцентом на аккордеоны, тем более что у нас в коллекции есть очень интересные и необычные инструменты…

«Гармони деда Филимона» — второй частный музей, созданный Кузнецовым. Первый — «Филимоновская игрушка» в Одоеве — открылся более восьми лет назад. Это был первый частный музей в Тульской области.

— Тогда всё совпало: мастерская филимоновской игрушки, находившаяся в ведении художественного фонда, закрылась,— вспоминает Кузнецов.— Мастера вынуждены были работать на дому. И у меня к тому времени собралась большая коллекция игрушки. Захотелось сделать музейную площадку на родине этого промысла, центр, который был бы способен объединить мастеров. Конечно, это был рискованный эксперимент, но музей получился. Коллекция постоянно пополняется — за эти годы она увеличилась в два раза. Мы планируем сделать ремонт и расширить выставочное пространство, причем сделать отдельную экспозицию традиционной игрушки других регионов. Фестиваль «Сказки деда Филимона», который мы проводим в Одоеве, тоже оказался успешным проектом. К счастью, нас поддерживают местные одоевские власти — в том, что касается организационных вопросов…

Сергей Кузнецов рассказывает, как появилась идея создать музей гармони. Странно, что раньше не многие задумывались о том, что один из главных брендов Тулы не имеет своего музея. Значит, эта ниша свободна. К тому же у ООО «Филимоновская игрушка» на Менделеевской уже была арендованная площадь, на которой размещался сувенирный киоск. От появления идеи до ее реализации прошло полтора года. Сергей приобретал экспонаты для коллекции — кстати, оказалось, что найти образцы дореволюционных тульских гармошек сложнее, чем их ровесниц из других областей. Одновременно шла работа в архивах. Кузнецов консультировался с сотрудниками фабрики «Тульская гармонь», владельцами частных музеев гармони Москвы и Волгограда — он признаётся, что этот опыт ему очень помог.

Музей открылся всего месяц назад, но уже сейчас понятно, что экспозиционные площади надо расширять: туляки стали приносить инструменты, хранившиеся у них дома. Так, например, в коллекции появился шикарный немецкий трофейный баян. В планах музейщиков — организовать фестиваль тульской гармони.

ЧУК или ИП?

Частные музеи в нашей стране особенно активно начали создаваться в последние несколько лет. В Тульской области их около десяти: «Экспериментория», музей клоунов, в настоящее время размещающийся в Тульском цирке, «МотоАвтоАрт», музей самоваров Михаила Борщева, «Филимоновская игрушка» в Одоеве, музей гармони и др.

Большинство частных музеев создаются на базе личных коллекций самими собирателями или их наследниками. Также основой для создания музея может быть популярный бренд, а если это бренд гастрономический, то шансы на успех возрастают: наш народ любит экскурсии, на которых можно не только узнать нечто новое, но и полакомиться.

— Конечно, это прежде всего бизнес, но бизнес особого рода,— поясняет Сергей Кузнецов.— Музей не может зарабатывать много денег, хорошо, если он выходит на самоокупаемость. «Филимоновская игрушка» сегодня окупает себя, музей гармони, в соответствии с бизнес-планом, должен этого достичь через 2,5–3 года. При этом музейное дело требует постоянных вложений, развития — пополнение коллекции, выставки, акции, расширение площадей, новые проекты…

По словам Кузнецова, зарабатывать частный музей может на «сувенирке» — этому направлению надо уделять особое внимание, разрабатывая вместе с профессиональными мастерами образцы оригинальной качественной продукции на любой вкус.

В настоящее время в Туле создается Союз частных музеев, который мог бы объединить предпринимателей, выбравших этот необычный род деятельности, помочь в развитии и продвижении их дела.

Организатор союза Наталья Внукова убеждена, что частный музей — перспективный бизнес, особенно теперь, когда развитие внутреннего туризма поддерживают и федеральная, и региональная власть.

— Последние три года мы эффективно сотрудничаем с региональным министерством культуры и комитетом по туризму,— отмечает она.— И очень рады, что наши музеи стали включать в путеводители по Тульской области…

Наталья рассказывает о своем опыте. Четыре года назад она предложила подруге, открывшей небольшую фабрику по ручной выпечке тульских пряников, устраивать гастрономические туры с мастер-классами для туристов. Раскрутить эту идею было непросто, а потом народ, что называется, повалил. Сегодня вмещающий до 60 человек учебный центр, где проводятся встречи с гостями, расширился, а группы записываются за пару месяцев. В основном это гости из Москвы, Московской области и соседних регионов, приезжают и иностранцы. В сезон здесь бывает до двух тысяч человек.

Трудно ли выжить частному музею? Да, трудно. Российское законодательство в этой сфере давно устарело. Преференций — никаких. Даже арендовать помещение по льготной цене частник не может. Как правило, негосударственные музеи создают энтузиасты, не планирующие на этом разбогатеть, напротив, чаще всего им приходится постоянно вкладывать свои средства.

При этом у частного музея есть свои преимущества. Прежде всего — мобильность. Нет необходимости согласовывать каждый шаг, каждый проект с вышестоящим начальством. Продать ненужный предмет или приобрести новый можно быстро, главное, чтобы деньги были. Никакой отчетности по посещаемости и количеству «оказанных музейных услуг», от чего так страдают сотрудники государственных, областных и муниципальных музеев. Организовать работу сотрудников тоже проще: группа туристов может приехать только в семь вечера в воскресенье? Нет проблем: музей откроется, экскурсовод приедет. Всё решается одним телефонным звонком, без специальных приказов.

Как правило, частные музеи существуют в статусе общества с ограниченной ответственностью или ИП. Российское законодательство предлагает альтернативу: «частное учреждение культуры», но этот формат непопулярен. Единственный ЧУК в Тульской области — «МотоАвтоАрт». Видимо, больше и не появится: бумажных хлопот полно, а преимуществ почти нет.

Платина из Карелии, серебро из Якутии

Главная проблема, с которой сталкивается частный музей,— деньги. Побывав в единственном в нашей области геологическом музее, корреспонденты «Молодого коммунара» невольно задумались о том, в какую сумму обойдется реконструкция помещения, где хранится эта уникальная коллекция, насчитывающая около 7 тысяч экспонатов.

Коллекция, принадлежащая сегодня Тульскому научно-исследовательскому геологическому предприятию, входящему в структуру Росгеологии, создавалась в советские времена. Она собиралась годами — образцы привозили с месторождений, расположенных на территории бывшего СССР. Заведующий лабораторией НИГП Юрий Скворцов утверждает, что коллекция исключительная, возможно, лучшая в России.

Геологические образцы занимают три помещения. В первом — руда благородных металлов и полиметаллов.

— Здесь — образцы из 85 золотоносных месторождений,— говорит Скворцов.— Рядом — серебряные и медно-платиновые. Платина — с месторождения в Карелии. Серебро — из Якутии. А вот — самородная медь…

Мы переходим во второе помещение и любуемся минералами. Вот срезы халцедона — агат, яшма, сердолик. Рядом малахит, бюрюза и чароит…

Юрий Скворцов ведет нас в комнату, где представлены образцы, добытые на территории Тульской области. Это своего рода геологический портрет региона. Больше всего поражает фрагмент окаменелого дерева, которое росло около 300 млн лет назад.

К сожалению, помещения — не в лучшем состоянии, они требуют ремонта. Кроме того, музей нуждается в новом современном оборудовании. Но это — дело будущего. А пока сюда время от времени приводят группы школьников и студентов.

Конечно, частных музеев в Тульской области могло бы быть значительно больше. Частные музейщики, работающие в регионе, признаются, что нуждаются в федеральном законе, регламентирующем и стимулирующем эту деятельность. А пока они мечтают о создании небольшого выставочного зала для демонстрации экспонатов из собраний тульских коллекционеров. Например, на обновленной улице Металлистов. Почему бы и нет? …


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных