Деревянный мир тульского мастера
26 января 2018 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: предоставлены А. Борзовым
Александр Борзов занимается резьбой по дереву почти 40 лет. За эти годы он настолько хорошо изучил удивительно
Начинал гравёром, стал резчиком
У каждой из пород древесины — свои уникальные качества. Липа — мягкая, пластичная. Дуб и ясень — твердые, плотные. У дерева может быть мелкая текстура — и крупный рисунок на срезе. А еще у этого материала невероятно богатая природная цветовая гамма: от
Как многие тульские художники, Александр Борзов учился азам мастерства на Тульском оружейном заводе. Он пришел на ТОЗ в 1975 году, начинал гравёром, потом стал совмещать работу гравёра и резчика. И только в 1983 году перешел в цех, выпускавший высокохудожественные подарочные ружья, где стал специализироваться только на резьбе.
— Всем видам техник резьбы по дереву я учился, наблюдая за работой опытных мастеров,— рассказывает Александр.— И я очень благодарен своим наставникам, особенно заслуженному художнику России Ивану Васильевичу Щербино, которого считаю своим главным учителем…
В советские времена, особенно в
— Многие мои друзья увлекались резьбой: мы обменивались эскизами, сами делали инструмент,— вспоминает Александр Петрович.
Борзов показывает одну из своих первых работ — он ее сделал сорок с лишним лет назад, когда служил в армии. Портрет юного Пола Маккартни с гитарой, скопированный с обложки фирменной пластинки, вырезан на фанере, предварительно покрытой темной тушью (технология очень простая и до сих пор распространенная среди любителей). В надпись на английском вкралась ошибка — иностранные языки тогда мало кто знал, а интернета для проверки еще не изобрели. Но эта работа Александру очень дорога — как память…
Свободный художник
Для очень немногих это юношеское увлечение превратилось в профессию. Для Александра Борзова работа с деревом стала главным делом в жизни.
Он всему учился сам: перенимал опыт у известных в Туле мастеров, читал книги и альбомы, регулярно ездил на выставки
В середине
Авторским художественным холодным оружием Александр Борзов стал заниматься после того, как познакомился с
Что такое авторское художественное холодное оружие, или АХХО, как называют его профессиональные мастера? Это не просто композиция, частью которой является клинок. Каждая такая работа — целостный художественный образ, произведение искусства, воплощающее некую идею, мысль автора.
Почему звери не боятся охотников
Работы Борзова удивляют многообразием тем и богатством творческой фантазии. Главная тема, конечно,— охота, для АХХО традиционная. Но у Борзова она приобретает особое звучание. В его композициях охота — это не азарт выслеживания дичи, а погружение в атмосферу таинственного и уютного леса. Звери — кабаны, лисы, волки, зайцы — похожи на сказочных персонажей. Кажется, они вовсе не боятся людей, потому что знают, что охотники на самом деле не собираются в них стрелять. А они действительно не собираются — просто любуются этим гармоничным и завораживающим миром природы, частью которого они сами и являются…
Также среди излюбленных тем Борзова — мифы разных стран и эпох, славянские былины и легенды, восточные и африканские мотивы, русская история…
Александр Петрович рассказывает о том, как создаются его работы. Сначала приходит идея, затем она реализуется в эскизах, в том числе — в подробных эскизах клинка, который должен и по форме, и по декору соответствовать общей художественной концепции (клинки для Борзова изготавливают лучшие тульские кузнецы, с которыми он сотрудничает много лет). И только после этого мастер берет в руки резец…
Несколько лет назад Борзов открыл для себя еще одно направление — панно. Некоторые сюжеты, ранее воплощенные в настольных объемных многофигурных композициях, он повторяет в виде рельефов. Получается очень необычно и интересно.
Все работы Борзова отличает исключительное мастерство исполнения. Он настоящий виртуоз. Непосвященному зрителю иногда просто невозможно понять — как это сделано? Каким образом автору удается так точно изобразить фигурки людей и животных, что они, кажется,
— К сожалению, ни в детстве, ни в юности я не занимался изобразительным искусством, были другие увлечения — в частности, авиа- и судомоделизм. Конечно, отсутствие художественного образования заметно в моих работах, да и мне самому это мешает: не всегда удаётся воплотить то, что задумал,— признаётся Александр.— Но я надеюсь, что этот недостаток компенсируется моей большой любовью к профессии и огромным желанием сделать