Наталия Грамолина об "островке Достоверности"
07 мая 2020 05:37
Автор: Тамара ГОЛОВИНА
Фото: из семейного архива Н. Грамолиной и Поленовых, из соцсетей
Маманя. Так ласково и вместе с тем почтительно называют между собой российские музейщики Наталию Николаевну Грамолину. Её коллеги не просто уважают, скорее — боготворят за безграничную преданность делу и беззаветное служение культуре в подлинном и глубоком понимании этого слова. Именно так — безграничную преданность и беззаветное служение,— поскольку уникальный во всех смыслах хранитель
«Островками достоверности» Наталия Николаевна называет музеи, призванные беречь и доносить до неравнодушных и умеющих глубоко мыслить людей правду об эпохах, исторических периодах и их представителях, наиболее ярко и выпукло их запечатлевших творчеством, свершениями, созиданием, влиянием на общество. Главный хранитель Государственного мемориального
Музеи в истинном понимании их миссии как раз и призваны через призму деяний и творчества неординарных личностей, жизни близких им людей и знаний о круге их общения раскрывать суть времен, помогая нам, сегодняшним, лучше понять, кто мы, откуда и зачем. А ещё хранимые в музеях предметы, произведения искусства и, что самое удивительное, ожившее и зримое прошлое настраивают струны души на прекрасное, доброе, вечное, освобождая нас от суетного и наносного.
Наталия Николаевна однажды поинтересовалась у посетителя, вышедшего после экскурсии по дому Поленовых с просветленным лицом, о его впечатлениях.
— Как в храме побывал,— ответил мужчина, представившийся рабочим одного из тульских заводов.— На душе торжественно и светло.
Вот за эти торжественность, свет и историческую достоверность Наталия Грамолина, если надо, вступает в борьбу и с невежественным мракобесием, и с недобросовестным и ненасытным бизнесом (постоянно находятся желающие прихватить кусок заповедной земли), и с фирмами, наносящими вред природе (например, с добывающими на Оке песок), и с чиновничьим крючкотворством или непрофессионализмом. Для Грамолиной не существует в стремлении отстоять интересы музея чинов и рангов. И чаще всего её мудрость, глубочайшее знание темы, умение убеждать, образная и ёмкая речь, а главное, бесстрашие открывают двери даже самых высоких кабинетов и заставляют занимающих их государственных мужей разрешать проблемы. И своих коллег, представляющих федеральные, региональные или муниципальные объекты культуры, Наталия Николаевна без помощи не оставляет, именно она часто играет роль объединяющей силы, нацеленной на сохранение и развитие «островков достоверности». Поэтому и называют её коллеги ласково — «Маманя».
Об испанской грусти и правильных подходах
Стремлением отстоять всегда и во всем истину Наталия Грамолина (в девичестве Поникарова) отличалась с детства. Она родилась в Москве, в старом районе столицы — на улице Ульяновской (сегодня
Наталия Николаевна
Именно бабушке Наталия Николаевна во многом обязана правильностью и стойкостью своих жизненных позиций, четкими оценочными характеристиками людей, встречаемых ею на жизненном пути. Клавдия Леонтьевна была староверкой с образной и поразительно меткой речью. Например, она могла одной фразой припечатать человека с серьёзной нравственной червоточиной так, что желание общаться с ним и ему подобными отбивала у внучки начисто. Например, чего стоит такая оценка: «Сын — в отца, отец — во пса, вся семья — в собаку». Или грубое, но точное определение желания внучки охватить необъятное: «Шире ж…ы не плюнешь».
Наталия Николаевна многие бабушкины афоризмы несет по всей жизни, постоянно расширяя запас собственными острыми и меткими цитатами — ни добавить ни убавить. Но бабушкину науку Наталия больше постигала после войны, а о лихолетье в её памяти из детства — бег с мамой в бомбо — убежище и словно разлитый в воздухе страх. А еще работа на грядках взрослых во время эвакуации в местечко
Отец был военным архитектором, спроектировал аэродром в Бресте и принимал его как раз накануне вторжения фашистов, разбивших созданный Николаем Павловичем объект в первую очередь. В военные годы Николай Поникаров строит и восстанавливает мосты, значима его роль и в отработке планов по восстановлению Берлина. Он ушёл из жизни в 55 лет, напряженного жизненного ритма не выдержало его изношенное сердце.
А вот мама подарила Наталии Николаевне долгие годы счастья общения с собой. Тамаре Васильевне Господь намерил век жизни. И Наталия Николаевна, радуясь этому, называла маму «личной февральской революцией», так как она родилась 15 февраля 1917 года (по новому стилю). Человек добрый, эрудированный, общительный, Тамара Васильевна передала дочери уважение и любовь к своим сибирским корням (её родители были родом из Томской губернии), уважение к природе, боль за которую особенно остро юная Наташа испытала во время путешествия с мамой, работавшей над проектом строительства Цимлянского водохранилища. Под затопление должны были пойти две станицы и тысячи гектаров виноградников. Наташе было тяжело видеть, как переживали специалисты, пестовавшие лозы целебного растения, как они пытались убедить тех, кому поручено строить искусственное море, посодействовать в спасении плантаций. Но ни мама, ни её коллеги тоже не в силах были тогда достучаться до принявших решение сильных мира сего.
А вот Наталии Николаевне и её мужу, внуку Василия Дмитриевича Поленова и директору музея, Фёдору Дмитриевичу Поленову удалось отстоять интересы усадьбы и заповедную землю на Оке. Они умели находить Человека. Именно так, с большой буквы — Человека, умеющего слушать и слышать, проникаться болью за дело и желанием помочь в восстановлении правды. Именно такие люди занесены в Белую книгу усадьбы Поленовых, поскольку их вклад в сохранение и восстановление «островка Достоверности» в Заокском районе Тульской области невозможно переоценить.
Итак, мы подошли к огромному и, пожалуй, самому главному этапу жизни Наталии Николаевны — поленовскому. Но шла она к нему почти 30 лет. Училась вначале в школе № 423, а после седьмого класса — в школе № 413, в ней объединили мальчишек и девчонок, прежде обучавшихся раздельно. В 14 лет к Наташе пришла первая любовь к Виктору Грамолину, ставшему позже её мужем. Он был технически одарен и, закончив МИФИ, оказался среди лучших разработчиков программ для отечественных ЭВМ.
Забегая вперёд, скажем: несмотря на то что после десяти лет брака семья Грамолиных распалась, Наталия и Виктор сохранили теплые дружеские чувства вплоть до его ухода из жизни. Наталия Николаевна к тому моменту уже давно была счастлива в браке с Фёдором Дмитриевичем. Но, и этот штрих говорит об отношениях Наталии и Виктора при его жизни, Грамолин похоронен на Бёховском кладбище — месте упокоения членов семьи Поленовых.
В школе Наталия была одной из лучших учениц. Поэтому ей, обладающей прекрасной дикцией и хорошо поставленной речью, доверили выступление на радио Коминтерна. И не просто выступление, а на испанском языке, который она, наряду с английским, знала так, словно родилась в семье грандов. Дело в том, что приехавшие в
— Я ко всему подходила вдумчиво, была правильным ребенком,— вспоминает Наталия Николаевна,— и когда пришло время выбора профессии, решила подойти к этому разумно, без эмоций. мечтала стать врачом, но после окончания школы с серебряной медалью (единственная четверка — по черчению)
А я устроилась работать библиотекарем в Дом пионеров Киевского района, и книжное дело мне пришлось по душе. Летом поступила на филфак МГУ, а на каникулы отправилась подработать, следуя совету моей коллеги по библиотеке, правнучки поэта Евгения Баратынского, в
Музейная атмосфера, страстное желание проникнуть в тайны прошлого через историю судеб талантливейших и одаренных людей — гордость нации — для того, чтобы лучше понять причины изломов и окаменелостей в политической, социальной, нравственной сторонах своей жизни, других людей и страны. Музей — это государство в государстве с собственными законами, уставом, защищающими от посягательств людей, равнодушных к подлинной истории и недостойных постигать ее загадки и мудрость. На «островке достоверности» жила, боролась, ненавидела и любила Россия XIX века в зеркале мыслей и понимания происходящего замечательного поэта и большого интеллектуала Фёдора Ивановича Тютчева. И возможность жить одновременно в двух измерениях — прошлом и настоящем — завораживала Н. Грамолину.
Выросшая в интеллигентной среде (в родительском доме часто собирались друзья мамы и папы — архитекторы, как правило, народ интеллектуальный), Наталия Николаевна больше всего ценит в людях ум, одаренность, неординарность мышления, уважение к культуре и умение говорить
Не услуга, а служение
— Делу можно только служить,— говорит Наталия Николаевна.— Меня коробит слово «услуга» в приложении не только к экскурсиям, выставкам, концертам, на которых звучит великая музыка, но и, например, к медицине, образованию… Нельзя, недопустимо затирать понятия, превращать в расхожие, обычные такие слова, как «искусство», «культура». А то где они только не треплются, словно грязная кухонная губка, видавшая виды. Ведь, по сути, культура, искусство, достойное образование, «островки достоверности» — это те точки опоры, что помогают человеку стать Человеком. Меня радует, что сегодня есть понимание и во властных структурах важности значения музеев, их просветительской работы. Я благодарна губернатору Тульской области А. Г. Дюмину и региональному правительству за действенную поддержку в организации Поленовского подворья на улице Благовещенской в городе оружейников. Музей В. Д. Поленова станет ближе тулякам, они смогут узнать о его развитии, о том, как ширится поленовский мир, покоривший многие страны…
Особенно хорошо на Западе знают и понимают творчество Василия Дмитриевича Поленова во Франции, где живут его родственники. За эту работу Наталия Николаевна благодарит свою дочь Наталью Фёдоровну, директора
С 1970 года, когда она навсегда осталась жить и работать в «Поленово», Наталия Николаевна считает музей своей судьбой. Фёдор Поленов, внук великого живописца, и Наталия Грамолина стали не только счастливой парой, они были счастливы общим делом, в котором часто жена играла первую скрипку. Во всяком случае, за претворение в жизнь идей мужа и интересы музея она всегда билась, не жалея себя.
Прошлый год
— Ушел из жизни краевед Вячеслав Иванович Боть, а вместе с ним — эпоха. Таких людей нужно слушать, набираться от них мудрости и понимания, откуда мы и зачем,— говорит Наталия Николаевна.— Вспоминаю эпизод своего детства. Он застрял в моей памяти своей необычностью, и только много позже я поняла его значимость и в
Впрочем, и саму Наталию Николаевну, о чем бы она ни говорила, все слушают, боясь пропустить хотя бы слово. Автор этих строк, например, наблюдала, как работники АО «Тулаточмаш» внимали её рассказу о работе В. Д. Поленова над Евангельским циклом, в буквальном смысле слова раскрыв рты. И конечно, интерес людей после её образного и захватывающего повествования к выставленным на обозрение репродукциям работ был неподдельным и большим. Уверена, что посыл, заданный Наталией Грамолиной, пророс в ее слушателях в желание погрузиться в творчество Поленова более глубоко. И это главное.
Усадьба Поленовых, дочь, которую Наталия Николаевна считает Божиим подарком, внуки, получившие блестящее образование и открытые людям и добру, дают силы хранителю
Здоровья Вам, Наталия Николаевна, благополучия Вашим близким и процветания делу, которому Вы беззаветно служите!