Наталия Грамолина об "островке Достоверности"

Назад

07 мая 2020 05:37

 0
Краеведение/Культура

Автор: Тамара ГОЛОВИНА

Фото: из семейного архива Н. Грамолиной и Поленовых, из соцсетей

Маманя. Так ласково и вместе с тем почтительно называют между собой российские музейщики Наталию Николаевну Грамолину. Её коллеги не просто уважают, скорее — боготворят за безграничную преданность делу и беззаветное служение культуре в подлинном и глубоком понимании этого слова. Именно так — безграничную преданность и беззаветное служение,— поскольку уникальный во всех смыслах хранитель Музея-заповедника «Поленово» ни при каких обстоятельствах не допускает даже малейшей фальши и отступления от истины на «островке Достоверности» в истории страны и человечества. 

«Островками достоверности» Наталия Николаевна называет музеи, призванные беречь и доносить до неравнодушных и умеющих глубоко мыслить людей правду об эпохах, исторических периодах и их представителях, наиболее ярко и выпукло их запечатлевших творчеством, свершениями, созиданием, влиянием на общество. Главный хранитель Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова считает, что искажать, корректировать летописи жизни, будь то целого народа или отдельной семьи,— недопустимо, так как рвётся достоверная цепочка событий и невозможно правильно понять, оценить прошлое, докопаться до корней, которые и определяют наше настоящее и будущее.

Музеи в истинном понимании их миссии как раз и призваны через призму деяний и творчества неординарных личностей, жизни близких им людей и знаний о круге их общения раскрывать суть времен, помогая нам, сегодняшним, лучше понять, кто мы, откуда и зачем. А ещё хранимые в музеях предметы, произведения искусства и, что самое удивительное, ожившее и зримое прошлое настраивают струны души на прекрасное, доброе, вечное, освобождая нас от суетного и наносного.

Наталия Николаевна однажды поинтересовалась у посетителя, вышедшего после экскурсии по дому Поленовых с просветленным лицом, о его впечатлениях.

— Как в храме побывал,— ответил мужчина, представившийся рабочим одного из тульских заводов.— На душе торжественно и светло.

Вот за эти торжественность, свет и историческую достоверность Наталия Грамолина, если надо, вступает в борьбу и с невежественным мракобесием, и с недобросовестным и ненасытным бизнесом (постоянно находятся желающие прихватить кусок заповедной земли), и с фирмами, наносящими вред природе (например, с добывающими на Оке песок), и с чиновничьим крючкотворством или непрофессионализмом. Для Грамолиной не существует в стремлении отстоять интересы музея чинов и рангов. И чаще всего её мудрость, глубочайшее знание темы, умение убеждать, образная и ёмкая речь, а главное, бесстрашие открывают двери даже самых высоких кабинетов и заставляют занимающих их государственных мужей разрешать проблемы. И своих коллег, представляющих федеральные, региональные или муниципальные объекты культуры, Наталия Николаевна без помощи не оставляет, именно она часто играет роль объединяющей силы, нацеленной на сохранение и развитие «островков достоверности». Поэтому и называют её коллеги ласково — «Маманя».

Об испанской грусти и правильных подходах

Стремлением отстоять всегда и во всем истину Наталия Грамолина (в девичестве Поникарова) отличалась с детства. Она родилась в Москве, в старом районе столицы — на улице Ульяновской (сегодня Николо-Ямская). одним концом эта улица упиралась в Яузу, а другим — в Андроников монастырь. Родилась Наташа в семье архитекторов Николая и Тамары Поникаровых 4 мая 1940 года. То есть в мае нынешнего, 2020 года ей исполнилось 80 лет.

Наталия Николаевна каким-то чудом сохранила в памяти яркую картинку празднования первого года своего рождения. Она с восторгом рассматривает появившихся невесть откуда пушистых цыплят такого же веселого цвета, как и её платье. В память о том дне осталась последняя предвоенная фотография с запечатленными на ней счастливыми членами семьи: мама Тамара Васильевна, папа Николай Павлович, сестра отца Вера и бабушка Клавдия Леонтьевна с годовалой Наташей на руках.

Именно бабушке Наталия Николаевна во многом обязана правильностью и стойкостью своих жизненных позиций, четкими оценочными характеристиками людей, встречаемых ею на жизненном пути. Клавдия Леонтьевна была староверкой с образной и поразительно меткой речью. Например, она могла одной фразой припечатать человека с серьёзной нравственной червоточиной так, что желание общаться с ним и ему подобными отбивала у внучки начисто. Например, чего стоит такая оценка: «Сын — в отца, отец — во пса, вся семья — в собаку». Или грубое, но точное определение желания внучки охватить необъятное: «Шире ж…ы не плюнешь».

Наталия Николаевна многие бабушкины афоризмы несет по всей жизни, постоянно расширяя запас собственными острыми и меткими цитатами — ни добавить ни убавить. Но бабушкину науку Наталия больше постигала после войны, а о лихолетье в её памяти из детства — бег с мамой в бомбо — убежище и словно разлитый в воздухе страх. А еще работа на грядках взрослых во время эвакуации в местечко Огарёво-Почково Рязанской области, где она вслед за мамой тоже пыталась посадить в землю зернышко каши, сохраненное после еды, чем повеселила измученных войной женщин.

Отец был военным архитектором, спроектировал аэродром в Бресте и принимал его как раз накануне вторжения фашистов, разбивших созданный Николаем Павловичем объект в первую очередь. В военные годы Николай Поникаров строит и восстанавливает мосты, значима его роль и в отработке планов по восстановлению Берлина. Он ушёл из жизни в 55 лет, напряженного жизненного ритма не выдержало его изношенное сердце.

А вот мама подарила Наталии Николаевне долгие годы счастья общения с собой. Тамаре Васильевне Господь намерил век жизни. И Наталия Николаевна, радуясь этому, называла маму «личной февральской революцией», так как она родилась 15 февраля 1917 года (по новому стилю). Человек добрый, эрудированный, общительный, Тамара Васильевна передала дочери уважение и любовь к своим сибирским корням (её родители были родом из Томской губернии), уважение к природе, боль за которую особенно остро юная Наташа испытала во время путешествия с мамой, работавшей над проектом строительства Цимлянского водохранилища. Под затопление должны были пойти две станицы и тысячи гектаров виноградников. Наташе было тяжело видеть, как переживали специалисты, пестовавшие лозы целебного растения, как они пытались убедить тех, кому поручено строить искусственное море, посодействовать в спасении плантаций. Но ни мама, ни её коллеги тоже не в силах были тогда достучаться до принявших решение сильных мира сего.

А вот Наталии Николаевне и её мужу, внуку Василия Дмитриевича Поленова и директору музея, Фёдору Дмитриевичу Поленову удалось отстоять интересы усадьбы и заповедную землю на Оке. Они умели находить Человека. Именно так, с большой буквы — Человека, умеющего слушать и слышать, проникаться болью за дело и желанием помочь в восстановлении правды. Именно такие люди занесены в Белую книгу усадьбы Поленовых, поскольку их вклад в сохранение и восстановление «островка Достоверности» в Заокском районе Тульской области невозможно переоценить.

Итак, мы подошли к огромному и, пожалуй, самому главному этапу жизни Наталии Николаевны — поленовскому. Но шла она к нему почти 30 лет. Училась вначале в школе № 423, а после седьмого класса — в школе № 413, в ней объединили мальчишек и девчонок, прежде обучавшихся раздельно. В 14 лет к Наташе пришла первая любовь к Виктору Грамолину, ставшему позже её мужем. Он был технически одарен и, закончив МИФИ, оказался среди лучших разработчиков программ для отечественных ЭВМ.

Забегая вперёд, скажем: несмотря на то что после десяти лет брака семья Грамолиных распалась, Наталия и Виктор сохранили теплые дружеские чувства вплоть до его ухода из жизни. Наталия Николаевна к тому моменту уже давно была счастлива в браке с Фёдором Дмитриевичем. Но, и этот штрих говорит об отношениях Наталии и Виктора при его жизни, Грамолин похоронен на Бёховском кладбище — месте упокоения членов семьи Поленовых.

В школе Наталия была одной из лучших учениц. Поэтому ей, обладающей прекрасной дикцией и хорошо поставленной речью, доверили выступление на радио Коминтерна. И не просто выступление, а на испанском языке, который она, наряду с английским, знала так, словно родилась в семье грандов. Дело в том, что приехавшие в 1930-е годы из франкистской Испании в СССР дети преподавали в московских школах в конце 40-х — начале 50-х, многие — на очень высоком уровне. Наталии повезло с учителями, и на радио она обратилась к послевоенным испанским детям, сочувствуя им всем сердцем. Удивительно, но это выступление не было бесплатным. 36 рублей стали первым заработком Наташи, чем она очень гордилась. А было ей тогда всего 11 лет.

— Я ко всему подходила вдумчиво, была правильным ребенком,— вспоминает Наталия Николаевна,— и когда пришло время выбора профессии, решила подойти к этому разумно, без эмоций. мечтала стать врачом, но после окончания школы с серебряной медалью (единственная четверка — по черчению) всё-таки проверила себя, устроившись санитаркой в поликлинику дипломатического корпуса. Работала на совесть, однако это не помогло мне сохранить мечту. Признаюсь, куда больше медицины меня интересовали события, происходившие в культурной жизни Москвы. Тем более что напротив поликлиники на улице Герцена располагалась Московская консерватория, в которой именно в тот период проходил первый конкурс Чайковского и на нём победил пианист Ван Клиберн, ставший кумиром в Советском Союзе.

А я устроилась работать библиотекарем в Дом пионеров Киевского района, и книжное дело мне пришлось по душе. Летом поступила на филфак МГУ, а на каникулы отправилась подработать, следуя совету моей коллеги по библиотеке, правнучки поэта Евгения Баратынского, в Музей-усадьбу Фёдора Тютчева в Мураново. Там-то я и поняла, что мне интереснее всего и кем я хочу быть…

Музейная атмосфера, страстное желание проникнуть в тайны прошлого через историю судеб талантливейших и одаренных людей — гордость нации — для того, чтобы лучше понять причины изломов и окаменелостей в политической, социальной, нравственной сторонах своей жизни, других людей и страны. Музей — это государство в государстве с собственными законами, уставом, защищающими от посягательств людей, равнодушных к подлинной истории и недостойных постигать ее загадки и мудрость. На «островке достоверности» жила, боролась, ненавидела и любила Россия XIX века в зеркале мыслей и понимания происходящего замечательного поэта и большого интеллектуала Фёдора Ивановича Тютчева. И возможность жить одновременно в двух измерениях — прошлом и настоящем — завораживала Н. Грамолину.

Выросшая в интеллигентной среде (в родительском доме часто собирались друзья мамы и папы — архитекторы, как правило, народ интеллектуальный), Наталия Николаевна больше всего ценит в людях ум, одаренность, неординарность мышления, уважение к культуре и умение говорить по-русски. Сегодняшние изъяснения многих даже не на «птичьем», а на уродливом сленге её глубоко удручают и очень серьёзно беспокоят. Не дай бог, будущие поколения и вовсе утратят наш богатейший, ёмкий и образный язык. А вместе с ним уйдут понятия как таковые и самобытности народа, и уникальности России. Поэтому для Наталии Николаевны так важно служить своему музею, которому она предана уже полвека. Н. Грамолина считает, что тому, кто способен проникнуться музейной атмосферой, кто ценит и понимает искусство, забвение родного языка не грозит.

Не услуга, а служение

— Делу можно только служить,— говорит Наталия Николаевна.— Меня коробит слово «услуга» в приложении не только к экскурсиям, выставкам, концертам, на которых звучит великая музыка, но и, например, к медицине, образованию… Нельзя, недопустимо затирать понятия, превращать в расхожие, обычные такие слова, как «искусство», «культура». А то где они только не треплются, словно грязная кухонная губка, видавшая виды. Ведь, по сути, культура, искусство, достойное образование, «островки достоверности» — это те точки опоры, что помогают человеку стать Человеком. Меня радует, что сегодня есть понимание и во властных структурах важности значения музеев, их просветительской работы. Я благодарна губернатору Тульской области А. Г. Дюмину и региональному правительству за действенную поддержку в организации Поленовского подворья на улице Благовещенской в городе оружейников. Музей В. Д. Поленова станет ближе тулякам, они смогут узнать о его развитии, о том, как ширится поленовский мир, покоривший многие страны…

Особенно хорошо на Западе знают и понимают творчество Василия Дмитриевича Поленова во Франции, где живут его родственники. За эту работу Наталия Николаевна благодарит свою дочь Наталью Фёдоровну, директора Музея-заповедника В. Д. Поленова. Она получила блестящее образование и уже с пяти лет водила экскурсии по усадьбе. Предана ей точно так же, как Фёдор Дмитриевич и Наталия Николаевна. Дочери и внукам, Василию и Наталье (у Поленовых во всех поколениях — перекличка имен), Наталия Грамолина доверяет настоящее, а главное, будущее дело своей жизни.

С 1970 года, когда она навсегда осталась жить и работать в «Поленово», Наталия Николаевна считает музей своей судьбой. Фёдор Поленов, внук великого живописца, и Наталия Грамолина стали не только счастливой парой, они были счастливы общим делом, в котором часто жена играла первую скрипку. Во всяком случае, за претворение в жизнь идей мужа и интересы музея она всегда билась, не жалея себя.

Прошлый год 175-летия со дня рождения В. Д. Поленова выдался хлопотным и вместе с тем насыщенным значимыми событиями и огромной благодарностью почитателей таланта художника, к которым можно отнести все поколения нынешних россиян. Выставка В. Д. Поленова в новой Третьяковке на Крымском валу собрала его работы как из российских музеев, так и из частных коллекций. Огромный успех выставки стал неожиданным даже для видавших виды искусствоведов и музейщиков, в том числе сотрудников родной для многих поленовских картин Третьяковской галереи. Посетители со слезами на глазах вглядывались в родной для всех нас пейзаж «Московского дворика», заново открывали для себя краски «Заросшего пруда» и «Бабушкиного сада», потрясенно замирали у картин Евангельского цикла… Торжество духа и чувств! Оно вдохновляло и поддерживало Наталию Николаевну, дарило веру в то, что души людей всегда распахнуты для прекрасного, нужно только суметь пробудить чувства, и тут, конечно, велика роль человека-подвижника, который не копит знания и опыт в себе, а несет их другим. 

— Ушел из жизни краевед Вячеслав Иванович Боть, а вместе с ним — эпоха. Таких людей нужно слушать, набираться от них мудрости и понимания, откуда мы и зачем,— говорит Наталия Николаевна.— Вспоминаю эпизод своего детства. Он застрял в моей памяти своей необычностью, и только много позже я поняла его значимость и в чем-то даже предвидение. Шел 1947 год, праздновалось 800-летие Москвы. Я — первоклассница в коричневом платьице и белом нарядном фартучке — иду с отцом по украшенной улице с шариком в одной руке и мороженым в другой. И вдруг папа усадил меня на лавочку, попросив немного его подождать, и направился к странному, как мне показалось, старцу с седой бородкой и в черном длинном платье. Я даже испугалась, но послушно оставалась на месте. Папа, поговорив с необычным человеком, вернулся ко мне задумчивым и молчаливым. Я уже говорила, что он из семьи старообрядцев, был верующим. А человек, к которому он с большим почтением подошел, как отец мне позже объяснил, был его духовником, митрополитом Николаем Крутицким и Коломенским — управляющим Московской епархией. Личность удивительная, с фантастической судьбой. Прошел и через ссылки, и через заключение в Бутырке, и через гонения. Интересная деталь: 6 октября 1944 года с представителями духовенства Москвы и Тулы митрополит был награжден медалью «За оборону Москвы». Он же возглавлял до июня 1960 года отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата. И вот что еще важно: его называли духовником Сталина. Для меня же главное в нем то, что он был доктором богословия, талантливейшим проповедником добра, человеком необыкновенной нравственной силы и он был связан духовными нитями с моим отцом. Конечно, таких личностей, я говорю это еще и о Вячеславе Ивановиче Боте, без которого, считаю, Тула осиротела, нам сегодня не хватает…

Впрочем, и саму Наталию Николаевну, о чем бы она ни говорила, все слушают, боясь пропустить хотя бы слово. Автор этих строк, например, наблюдала, как работники АО «Тулаточмаш» внимали её рассказу о работе В. Д. Поленова над Евангельским циклом, в буквальном смысле слова раскрыв рты. И конечно, интерес людей после её образного и захватывающего повествования к выставленным на обозрение репродукциям работ был неподдельным и большим. Уверена, что посыл, заданный Наталией Грамолиной, пророс в ее слушателях в желание погрузиться в творчество Поленова более глубоко. И это главное.

Усадьба Поленовых, дочь, которую Наталия Николаевна считает Божиим подарком, внуки, получившие блестящее образование и открытые людям и добру, дают силы хранителю музея-заповедника и дальше отстаивать его интересы, учить людей ценить и любить самое важное в жизни — добро, любовь, красоту, природу, талант. Всё то, к чему зовет нас подлинное искусство. И очень хочется, чтобы как можно дольше это главное понимание несла нам удивительный по своим душевным качествам человек Наталия Николаевна Грамолина.

Здоровья Вам, Наталия Николаевна, благополучия Вашим близким и процветания делу, которому Вы беззаветно служите!


 

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных