В Тулу вернулись виниловые пластинки
27 декабря 2019 04:31
Автор: Михаил НАГОВИЦКИЙ
Фото: соцсети
Одним из главных итогов уходящего десятилетия в музыкальном мире стало возвращение виниловых пластинок. То, что начиналось как «возрождение винила» и воспринималось как модное веяние, к концу 2019 года заметно разрослось и превратилось из нишевого увлечения в привычные будни для многих поклонников музыки.
Вопиющая честность туляка поразила Австралию
— Я вообще в музыке ни
Тут как раз подступал Новый год, и я подумал, что нужно себя
Проходит месяц, другой — нет посылки. Я сетовал на почту и на новогоднюю пору, но уже подступал март. Написал продавцу, и мне моментально вернули деньги, даже ничего не спросив. Полегчало.
На следующий день я обнаружил извещение в своём ящике. Что делать? Дилемма. Я пошёл и забрал диски на почте. Кто теперь узнал бы, что они до меня дошли? А так сохранил несколько тысяч рублей — халява!
Раздербанил коробку, увидел винил. Такая красота… Но рука не поднималась снять заводскую плёнку — тогда мой обман, моё «преступление» уже никак не повернуть вспять. Смотрел в итоге на покупку днями и ночами. Уснуть не мог — стыдно было, но и послушать хотелось, посмотреть, что там внутри — я ведь так этого ждал!
Не выдержал, отнёс обратно на почту. Отправил в Мельбурн, заплатил
Проходит ещё полтора месяца, и вдруг — новое неожиданное извещение. Австралия. Иду на почту, ноги подкашиваются. Внутри новой бандероли оказались аж две копии заветного альбома «Нирваны» и огромное письмо, написанное от руки. Магазин благодарил меня. «Впервые мы встретились со случаем такой вопиющей честности»,— примерно так говорилось в послании.
Эти пластинки стали первыми в моей коллекции. Я сразу купил недорогие проигрыватель и усилитель, а потом с каждой зарплаты начал немного пополнять свои коробки с винилом. Сейчас у меня уже 148 альбомов. А каждый Новый год я традиционно покупаю
Актуальное ретро
В начале винилового ренессанса упор в производстве и продажах пластинок делался на переиздания классических альбомов и на коллекционные версии шедевров известных в прошлом исполнителей.
С конца XX века, когда другие популярные форматы полностью вытеснили пластинки с музыкальных прилавков, винил стал нишей маленьких независимых лейблов и артистов, которые зачастую выпускали пластинки за свой счёт или с помощью друзей.
К концу
В тульских магазинах («Лира», «Хороший звук», «Второй этаж») можно чаще всего приобрести старый винил классической поп- и
В столичных новых магазинах («DIG», «Республика», «Vinylbox») ситуация другая — купить можно практически всё что угодно. Новые альбомы выходят во всём мире каждую пятницу, круглый год. До российских магазинов они добираются, естественно, с задержкой и завышенной ценой
Пластинки продаются повсеместно в интернете. В первую очередь на официальных сайтах музыкантов и их издателей, музыкальных лейблов.
Безусловно, главные залежи винила хранятся на сайтах Ebay и Discogs, где любой человек может купить и продать всё, что потребуется. Правда, на пластинки, которые давно не переиздавались, цена может доходить до 1000 $ при регулярной рыночной цене 15–25 $.
В пластинках живёт душа
Коллекционер Денис Тихонов на протяжении многих лет покупает пластинки и размышляет об их «втором пришествии».
— Думаю, что в любое время во всём мире найдутся ребята, которые будут либо вспоминать, что было, либо подражать этому, — с этого начал Денис.
— Почему люди снова увлечены виниловыми пластинками?
— Сейчас виниловая пластинка сама по себе — это почти религиозная вещь, а покупка, взаимодействие человека с винилом и его коллекционирование — своеобразный ритуал.
Я думаю, что только искушённый человек сможет «прочувствовать» это: покупаешь виниловую пластинку, отрываешь эту замечательную плёнку и понимаешь, что у тебя в руках 180 граммов настоящего винила. Ты распаковываешь сам диск, а внутри есть и плакат, и тексты всех песен, и сам альбомный конверт оформлен уникально.
— Сегодня новая пластинка в среднем стоит 2000 рублей + доставка.
— Винил вообще дорогое удовольствие, да. Цифровую музыку в основном слушают на смартфонах в транспорте, к тому же в плохом качестве. Винил, наоборот, слушают дома и на дорогом оборудовании. Прослушивание пластинок позволяет прочувствовать музыку в её первозданном виде, за это и платят.
Над винилом трудятся люди. Альбомы «мастерятся» для винила звукорежиссерами. Во время своей работы звукорежиссер пытается максимально точно и без потерь перенести записанную в студии музыку на эти «дорожки», которые считывает алмазная игла проигрывателя.
Интернет никогда полностью не заменит винил. Практически на любом
Основатель известных групп «ГШ» и «Интурист» Евгений Горбунов выпускает все альбомы своих проектов на физическом носителе, в том числе и «Экономику», вышедшую осенью уходящего года. Музыкант рассказал «Молодому коммунару» о пользе и вреде виниловых пластинок.
— Винил — почему это круто или плохо в 2019 году?
— Круто, потому что винил — это звучащие скульптуры, пластиковые петроглифы, письмена, которые будут прочитаны после нашей смерти, даже если вся память «полетит».
Плохо, потому что он не перерабатывается. В случае, если ты записал так себе материал, он в итоге будет валяться на помойке. Хотя даже вполне неплохие альбомы сегодня там валяются, это совершенно непредсказуемо. В любом случае я за лимитированные тиражи — пусть винил будет горсткой артефактов, а не кучей мусора.
— А каков портрет коллекционера пластинок сегодня?
— Сегодня довольно много коллекционеров пластинок, причем «хардкорных», выискивающих самые редкие записи, но чаще всего это старые, вышедшие во времена, когда винил был главным музыкальным носителем.
Старый винил — это отпечаток своего времени, тут важно то, как сделан мастеринг, напечатан конверт, набран шрифт. Это прошлое в чистом виде.
Еще коллекционеры поддерживают переиздания редкой музыки. Например, выходящие на лейблах Music from Memory или RVNG записи
Но мы, музыканты, понятное дело, свои пластинки чаще продаем как мерчендайз, на котором можно оставить памятную надпись, и не уверены, что у всех, кто купил альбом, дома есть проигрыватель.
— Тебе важно или не важно выпускать альбомы на носителе?
— Носитель — не самоцель, но, как я уже говорил, это хороший мерчендайз, особенно для европейских гастролей. К тому же здорово оставлять эти артефакты во всех местах, где ты побывал, сеять зерна, так сказать. Ну и вообще приятно сознавать, что есть такая пластинка, особенно если ты сам любишь то, что на ней записано.
Иногда можно меняться пластинками с другими музыкантами. Например, в туре я подарил Терри из великой голландской группы The Ex наш винил, а он мне — свой гениальный дуэт с Яапом Блонком — совершенно дикая пластинка, гитарные и электронные импровизации и голосовые экзерсисы, я ее очень люблю и иногда включаю на
А так, в принципе, можно обойтись стримингом. Это же просто супер — ты всегда можешь оказаться на тех же площадках, что и крупные имена, это помогает размывать границы между так называемыми мейнстримом и андеграундом.
— Покупаешь ли музыку на виниле сам?
— Раньше много покупал. Сейчас крайне редко, а пластинки чаще всего слушаю у своего друга Юры Степанцева, классного дизайнера, с которым мы вместе, кстати, делаем обложки для всех наших виниловых релизов. Он настоящий коллекционер, постоянно откапывает