Год театра в Туле объявляет антракт

Назад

27 декабря 2019 02:34

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Премьеры спектаклей, круглые столы, конкурсы, мастер-классы — в Туле состоялся региональный форум, посвященный закрытию Года театра в России. 

Подарки Одоеву и Черни

Он собрал представителей профессиональных — всего в регионе их 9 — и любительских (около 400) театральных коллективов, работающих в Тульской области. Также на форуме присутствовали учащиеся театрального отделения колледжа культуры и искусства и воспитанники «Мастерской талантов».

Были и московские гости: актриса Ксения Алфёрова, актер и режиссер Вадим Медведев. Они приняли участие в торжественном открытии театрального праздника в Дворянском собрании.

Год театра в Тульской области был насыщен множеством событий — премьер, фестивалей, гастролей, новаторских проектов. Одно из самых ярких — яснополянский фестиваль «Толстой», из названия которого исчез Weekend, так как в этом году программа расширилась и заняла четыре дня. В фестивале приняли участие театры из России, Латвии, Китая, Болгарии, его посетили около 9 тысяч зрителей. С особым размахом в этом году прошел и «Театральный дворик»: 67 творческих коллективов работали на 12 площадках города.

В Туле появился еще один новый фестиваль — «Кремлёвские сезоны» — с циклом концертов и спектаклей под открытым небом. Среди них — «Сказание о деве-тулянке и Засечной черте» и опера «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова. Оба этих проекта реализовала Тульская областная филармония.

На средства региональных и федеральных программ и фондов ремонтировались здания театров, закупались аппаратура и транспорт, выделялись деньги на значимые постановки и гастрольные выезды. Однако самое главное, что объектами внимания и поддержки в этом году стали не только крупные государственные профессиональные коллективы, но и народные театры, работающие в районах. В частности, во время работы форума было объявлено о выделении по 100 тысяч рублей народным театрам в Одоеве и Черни. Это два старейших коллектива в области, отметившие 100-летний юбилей.

Всё началось «У Гаши»

И еще однА важная тенденция, особенно заметная в этом году: театральная деятельность в регионе становится всё более разнообразной, открытой к экспериментам. Туляков больше не пугают модерновые постановки, интерес к спектаклю «Каренины» режиссера Е. Маленчева в Тульском академическом театре драмы — тому подтверждение. Театр не имеет границ. Кстати, именно в 2019 году в Туле появился коллектив, в котором играют люди с ограниченными возможностями здоровья. Он так и называется: «Театр без границ».

В рамках форума прошли два круглых стола, посвященных проблемам любительских и профессиональных театров. Дискуссии модерировали художественный руководитель Тульского областного объединения центров развития культуры А. Ченцов и художественный руководитель Тульского академического театра драмы Д. Краснов. В этот же день проходил конкурс театрального творчества детских школ искусств, работали мастер-классы. И все-таки главной интригой форума стала премьера нового спектакля ТАТД — «Визит императрицы» по пьесе тульского автора Рагима Мусаева.

Рагим Мусаев — актер богородицкого муниципального театра «У Гаши», для него сначала он и писал пьесы. Сейчас Рагим известен как драматург и писатель далеко за пределами своего родного Богородицка и Тулы. По его произведениям ставят спектакли в Тамбове, Тольятти, Москве, Кемерово, Беларуси и Казахстане.

Глафира Зефирова и Рогнеда Корзинкина

Для Тульского драматического театра сотрудничество с Мусаевым — первый опыт. Его новая пьеса основана на реальном историческом факте — визите Екатерины Великой в Тулу в июне 1787 года. Этот сюжет остался главным в спектакле, но в процессе работы многое изменилось, сместились акценты, и на первый план в постановке вышла театральная линия. И это логично: ведь история Тульского академического театра драмы началась в 1777 году. Так появилась идея сделать спектакль в жанре «исторический водевиль».

… Тула в ожидании императрицы. Она собирается приехать, чтобы посмотреть, как живет недавно утвержденная губерния, а заодно полюбоваться здешним кремлем и навестить местный театр. В спектакле присутствуют реальные исторические личности — генерал-губернатор Михаил Кречетников, управляющий императорским имением Андрей Болотов, первые артисты тульского театра Трофим Константинов и Василий Рыкалов.

— В архивах сохранилась информация об этих двух артистах — что впоследствии они служили в Императорском театре в Санкт-Петербурге,— рассказывает Вениамин Найман.— А вот упоминаний об актрисах, служивших тогда в тульском театре, нет. Известно только, что двух артисток взяли из калужской труппы и одну из Москвы. Я подумал, что на тульской сцене вполне могли играть Глафира Зефирова, Аполлинария Баранкина, Рогнеда Корзинкина, Платонида Желтухина, Параша Зябликова и Ферцея Кривоглазова. И в какой-то момент они до такой степени для меня осязаемы, что я сам поверил в реальность их существования…

«Визит императрицы» — пародия на водевиль в стиле XVIII века. С париками и кринолинами, куртуазной русской речью, веселыми и отнюдь не пуританскими нравами. Тульский гламур трехсотлетней давности… Очень хорошая, по-настоящему театральная музыка Сергея Уткина. Изобретательно придуманные Ириной Блохиной декорации — рамки портретов на колесиках. Шикарные костюмы от Елены Погожевой: тульские актрисы в этих корсетах, панталонах, буфах и кринолинах выглядят просто сногсшибательно. Они играют в XVIII век так, будто играют в капустнике. И говорят о том, что этот спектакль для них — ироничное признание в любви к тульской сцене, к тульскому театру.

Год театра завершился, но театр не закончится никогда. Пока живы талант, молодость, энергия и любовь к лицедейству.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных