Тульский театр в свободном плавании

Назад

17 декабря 2019 01:25

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА и с сайта kdteatr.net

Тульский камерный драматический театр в уходящем году отметил 20-летие. Праздничный вечер, посвященный этому событию, состоится 30 января 2020 года в областном театре кукол — там, где актеры КДТ сыграли свой первый спектакль — «Стеклянный зверинец» по пьесе Т. Уильямса. 

Первые шаги

Сейчас у КДТ есть свой дом — небольшой зал на 45 мест в здании на ул. Дзержинского. Этот адрес хорошо знают тульские театралы — у Камерного драматического есть свои зрители, которые посещают все премьеры, а на некоторые спектакли приходят по два-три раза. Кого-то привлекает необычный репертуар, кого-то атмосфера этого, не похожего на другие, театра, кого-то — особый, доверительный способ общения с аудиторией.

КДТ — первый частный театр в Туле. Официально он был создан в 2005 году, но на самом деле появился раньше, в 1990 — с постановкой «Стеклянного зверинца». Новую сценическую версию этой пьесы Т. Уильямса артисты представили зрителю два месяца назад.

Создатель Тульского камерного драматического театра и его бессменный руководитель, режиссер, актер Алексей Басов признаётся, что еще в годы учебы на актерском факультете ЛГИТМИКа (сегодня — Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства) его привлекала идея частного театра — творческого, свободного, демократичного. Но о создании своей труппы в те годы Басов, конечно, не думал. Он приехал в Тулу и начинал как актер — поработал практически во всех театрах города и нигде надолго не задержался.

— Я уходил, потому что мне казалось неинтересным то, что там происходит,— говорит Алексей.— Тогда, в 90-х, все театры старались любыми способами вернуть зрителя — был период, когда на спектакли практически никто не ходил. А если ходили, то для того, чтобы отдохнуть, развлечься, получить удовольствие. А я считал, что нельзя быть слишком компромиссным и идти на поводу у зрителя, надо обязательно со сцены говорить о важном — так, чтобы тебя услышали. Я просто не смог найти в Туле свой театр, поэтому решил создать новый…

К тому времени у Алексея уже появилась семья: он женился на актрисе театра А. Белова «У Толстовской заставы» Елене, родился сын Владислав. Отправляться в свободное плавание с непонятными перспективами в такой ситуации рискованно. Но Алексей и Елена рискнули.

— На первом этапе мы совершали много ошибок, и, наверное, это естественно,— вспоминает Басов.— В первые годы сделали акцент на детских выездных спектаклях. По двум причинам: у нас не было своего помещения, и на этом можно было хоть что-нибудь заработать. Коллеги советовали, да и мы считали, что иначе не выживем. Но потом стало понятно: необходимо расширять взрослый репертуар, ставить сложные, серьезные спектакли, иначе актеры потеряют профессиональную форму, а они должны постоянно расти, развиваться…

Семья. Надежно, но трудно

Художественный руководитель театра — одновременно режиссер, лидер, организатор, педагог. Он — создатель творческой команды. Басов с сожалением отмечает, что в частном театре, особенно если он существует в провинциальном городе, очень трудно создать стабильную труппу. Типичная история: приходит молодой актер, постепенно учится, приобретает профессиональный опыт, получает серьезные роли, начинает раскрываться — а потом уходит в другой театр или вовсе прощается со сценой. Этих ребят можно понять: гарантированная зарплата, социальная защищенность — всё это важно, особенно если у тебя появилась семья. Алексей говорит, что раньше болезненно переживал такие ситуации, а сейчас относится к этому спокойнее и с пониманием.

Другое дело, что иногда вместе с актерами со сцены уходят спектакли. Автору этих строк особенно жаль «Любку» по пьесе Д. Рубиной. В этом спектакле состоялся замечательный актерский дуэт Мария Попова — Мария Жучилина. Обе Марии уволились из КДТ, и «Любки» теперь тоже нет.

Худрук КДТ называет три самые свои любимые постановки: «Пиковая дама», «Ах…off» по пьесе А. Н. Островского «Не всё коту масленица», «Москва — Петушки». Во всех трех, в том числе, заняты Алексей, Елена и Владислав Басовы — и они составляют основу труппы театра. При этом Алексей всегда протестует, когда его театр пытаются назвать «семейным» — мол, это что-то несерьезное, домашнее. В КДТ, напротив, действует строгая субординация: никаких «пап-мам», исключительно по имени и отчеству.

Нет, конечно, когда в труппе члены твоей семьи — это надежно, однако при этом очень сложно. Поэтому Басов к «своим» относится более требовательно, чем к другим артистам. Но еще труднее ему с самим собой. Он много играет: например, «Москва — Петушки» — это почти моноспектакль. Выручает демократизм, изначально присущий камерному театру. После репетиций, на общих обсуждениях, артисты могут покритиковать «главного», и тот старается прислушиваться.

В поисках острова

— Когда я рассказал коллеге из Вологды, что мечтаю поставить «Пер Гюнт» Ибсена, тот грустно так назвал меня сумасшедшим: мол, кому сейчас нужен «Пер Гюнт»? — продолжает Басов.— А нам нужен и нашим зрителям, надеюсь, тоже. Для этого и существует камерный театр, он по сути своей элитарный — не в оценочном смысле этого слова. Элитарный — значит не для массового зрителя…

Тульский КДТ — прежде всего литературный театр. Здесь не боятся ставить произведения сложных, противоречивых, знаковых для мировой литературы авторов: А. Пушкина, А. Островского, Ф. Достоевского, А. Володина, Г. Маркеса, А. Стриндберга. В ближайших планах Г. Ибсен, а также пьеса «Король Убю» А. Жарри, которую считают предвестницей абсурдизма в театре, и «Счастливые дни» С. Беккета.

… В «Поисках острова Истины» — так называется спектакль, который сыграют артисты Тульского КДТ на сцене областного театра кукол 30 января. Это спектакль-метафора, современная «Одиссея». Опасное, но увлекательное путешествие по морю Жизни, в котором встречается много разных островов, среди которых есть тот самый, главный…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных