Воскресенье 20 апреля
Связаться с редакцией

Со вкусным обедом и культурной программой

Назад

28 августа 2019 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

2 сентября двери тульских школ распахнутся для 137 тысяч учеников.

— Господи, как быстро кончились каникулы,— вздохнула одна моя знакомая мама вполне прилично учащегося пятиклассника.— И мне даже думать не хочется, что нас опять ждут очередные нововведения…

Подобное мнение, кстати, довольно распространено в родительской среде. Практически каждый наверняка читал что-то подобное на соответствующих порталах в Сети и уж точно слышал от знакомых. И эта усталость понятна: с тех пор как на федеральном уровне решили, что современные школы должны «соответствовать вызовам времени и даже опережать их», реформы в системе образования, кажется, поставили на конвейер. Практически каждая вызывает бурную дискуссию, появляется масса pro et contra.

Кто прав — сторонники перемен или их противники,— станет понятно лишь лет через десять, когда сегодняшние школьники получат профессии. А пока остается лишь строить гипотезы и следить за развитием событий.

Современные, безопасные, отремонтированные

Заметнее всего, конечно, внешние изменения. И надо сказать, что средств на материально-техническое обеспечение школ и их ремонт сейчас выделяют вполне прилично.

Так, например, по словам министра образования Тульской области Алевтины Шевелёвой, этим летом в школах ремонтировали кровли, пищеблоки, спортивные залы, фасады, меняли системы отопления и водоснабжения, оконные блоки, благоустраивали прилегающие территории. Из различных источников на ремонты выделено 870 миллионов рублей, из которых более 200 миллионов — средства «Народного бюджета».

В качестве примеров можно отметить ремонт в здании Тульского педагогического колледжа, начатый еще в прошлом году с замены кровли и «перебравшийся» сейчас в холл. В Новомосковской школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отремонтированы три логопедических кабинета. В центре образования № 42 благоустроена спортивная площадка.

Второго сентября откроет двери новое здание школы на 100 мест в составе ЦО № 4 г. Тулы. Ученики с 5 по 11 класс будут заниматься только в первую смену. В нем будет сделана ставка на технические и естественно-научные направления. Прилегающая территория благоустроена — есть спортивные площадки, зоны отдыха и игр.

Пристальное внимание сейчас стали уделять не только свежести краски на стенах и возрасту оконных рам — с каждым годом правила, связанные с обеспечением безопасности детей в школе, становятся жестче. Но и средств на мероприятия противопожарной безопасности или антитеррористические выделяют всё больше и больше. В нынешнем году, например, на «антитеррор» предусмотрено порядка 95 миллионов рублей, в то время как в прошлом году аналогичная статья расходов областного бюджета едва до миллиона дотягивала.

Закуплено 9 школьных автобусов, более 17 тысяч единиц оборудования: учебно-лабораторного и учебно-производственного, компьютеров, оборудования для медицинских кабинетов и пищеблоков. В частности, в рамках реализации нацпроекта «Образование» к новому учебному году закуплены компьютеры для 11 школ Тулы, Щёкино, Новомосковска. Спецоборудование получили 5 школ, в которых учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Планируется поставка двух мобильных передвижных станций для кванториума.

Важный момент касается приобретения учебников и рабочих тетрадей. По словам Алевтины Шевелёвой, в этом году на покупку учебников, пособий и рабочих тетрадей на печатной основе для учебных заведений выделено 295 миллионов рублей.

— Каждая школа сама определяла, что из федерального перечня учебников ей подходит,— подчеркнула министр.— Этот выбор закрепляется соответствующим приказом, который вывешивается для ознакомления на сайте школы, на информационных стендах. Принуждать родителей покупать тетради, не указанные в этом перечне, незаконно. Тот, кто это делает, может быть привлечен к административной ответственности…

Зона родительского влияния

Вообще принуждать родителей к какому бы то ни было участию в решении школьных вопросов финансово никто не имеет права. Покупка учебников или ремонт — на всё это выделяются средства из бюджета. Другое дело, что особо активные и неравнодушные мамы и папы вполне могут проявить инициативу, и тогда становится возможным организовать дополнительные ремонтные работы в рамках программы «Народный бюджет» или «на добровольные пожертвования» заменить, допустим, в классе жалюзи. В любом случае, какой бы разрешенный механизм родительского участия ни использовался, первым делом должно пройти родительское собрание, на котором будет вынесено коллегиальное решение.

В этом году помощи от активных родителей ждут в решении еще одной важной задачи. Речь идет об организации питания учащихся. В нашем регионе за счет средств бюджета обеспечены питанием не только дети 1–5 классов, но и дети из многодетных семей, которые учатся в 6–9 классах, чем может похвастать далеко не каждый субъект РФ. Из областного бюджета на эти цели выделено 326,4 миллиона рублей.

— Все мы хотим, чтобы питание наших детей было здоровым и разнообразным,— заметила Алевтина Шевелёва.— Я сама как мама в этом заинтересована.

Поэтому к контролю за качеством питания в числе привычных и всем известных специалистов будут привлекать представителей детей и родителей, создавая так называемые советы по питанию. Кстати, подобная практика уже успешно работает в областном центре. В школах города-героя совет обсуждает предлагаемое меню и возможности внесения в него изменений, условия, в которых готовится пища. Члены совета по питанию проводят выходы на пищеблоки образовательных учреждений, проверяют санитарное состояние пищеблоков и подсобных помещений, исправность холодильного оборудования.

Возможно, такой «элемент демократии» несколько тормозит административные процессы — одно только меню может вызвать жаркие дебаты, но, с другой стороны,— все всё видели, всё обсудили, лично убедились в качестве. Нет повода для недоверия и сомнений вроде «какой еще гадостью накормят сегодня мое солнышко». Да и само «солнышко» проводит учебный день не на чипсах и бутербродах, а с нормальным полноценным горячим обедом.

Потому что мы пилоты

Перемены в образовательном процессе не так заметны, как новые интерактивные доски или отремонтированные школьные столовые, но именно их родители и опасаются сильнее всего. В Туле, между прочим, в последнее время распространена практика, которую вполне можно назвать как «учитель по рекомендации». Мамы и папы потенциальных первоклашек не хуже сыщиков английских детективов собирают информацию о педагогах начальной школы. Выбор, как правило, делается в пользу тех, кто способен найти здоровый компромисс между организацией качественного образовательного процесса и необходимостью исполнять массу иногда крайне странных инициатив.

Ничего, конечно, плохого в инициативах как таковых нет. Без изменений систему ждет стагнация, а то и деградация — просто надо соблюдать во всем меру.

В этом смысле не может не радовать тот факт, что очередной пилотный проект, в который мы просто не могли не войти, пока не предполагает повальной «обязаловки». Совместное детище Министерства культуры и Министерства просвещения РФ «Культурный норматив школьника» реализуется в 9 регионах страны. В норматив войдут семь направлений: «Литература», «Изобразительное искусство», «Архитектура», «Народная культура», «Музыка», «Театр» и «Кинематограф». Для расширения кругозора школьников эксперты подготовили перечни произведений для внеклассного освоения. Программа предполагает проведение тематических мастер-классов, лекций, семинаров. В частности, по словам Алевтины Шевелёвой, в нашей области пройдет серия тематических классных часов, посвященных 500-летию Тульского кремля. К программе должны подключиться все федеральные и региональные музеи, театры, филармония, ремесленный двор «Добродей» и другие учреждения. Куратором и методическим центром проекта определен Региональный библиотечно-информационный комплекс. На местах также расположатся локальные методические центры, которым предстоит формировать тематические клубы по интересам для школьников. Впечатлениями от увиденного-прочитанного-услышанного дети смогут поделиться в Культурном дневнике школьника, а по итогам учебного года каждый школьник по желанию сможет сдать культурный норматив по любому из семи направлений. Сейчас для успешно сдавших этот условный экзамен разрабатывается региональная система поощрения.

Это, кстати, как раз тот случай, когда один нюанс меняет всю картину. Маленькая деталь — «по желанию» — моментально расслабляет тех, кто уже приготовился к очередному тесту непонятно зачем и непонятно для кого.

Правда, автора этого материала немного смущает тот факт, что все вышеописанные классные часы, экскурсии, походы в театр школы практиковали и раньше — в рамках внеклассной работы, уроков истории и литературы. Названия, правда, не было и норматива.

Не пытаясь обвинить федеральные министерства в отрыве от реальности и симуляции бурной деятельности, всё же любопытно было бы узнать одну вещь. Понимают ли все эти эксперты, что можно создать еще 300 пилотных программ, навешать на каждой стенке по интерактивной доске или даже шлемами виртуальной реальности всех снабдить,— без хорошего учителя всё это можно сразу нести на помойку. А про педагогов большие чиновники почему-то вспоминают не так часто, как про инициативы.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных