Неизвестные солдаты. Возвращение имен
08 декабря 2017 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
С начала Великой Отечественной войны прошло 76 лет, тем не менее до сих пор судьба многих советских воинов, числящихся
Убиты — и забыты?
Михаил Переславцев, последние годы активно занимающийся
Михаил Сергеевич родом из Воронежа, сейчас живет в Московской области. Тульская земля, с которой Переславцева и ранее многое связывало, стала особенно близкой, когда он занялся изучением
С тех пор возвращение имен неизвестным солдатам стало главным делом жизни Михаила Сергеевича. В последнее время он серьезно изучает документы о воинах, захороненных на Всехсвятском кладбище Тулы.
— Миллионы солдат до сих пор остаются безвестными. Но еще хуже то, что известные по архивным документам солдаты в силу разных обстоятельств оказались попросту забытыми. Убиты и забыты. Как же так получилось, что спустя более 75 лет мы не только не прояснили белые пятна в военной истории и в судьбах солдат, но, возможно, еще и усугубили своей забывчивостью даже то, что было сделано ранее? И это при том огромном количестве всевозможных патриотических общественных организаций, поисковых отрядов, союзов и движений,— говорит Михаил Сергеевич.
Халатность и равнодушие
По словам Переславцева, ситуация с Всехсвятским кладбищем — печальный пример такой «забывчивости». В обобщенном банке данных Министерства обороны России «Мемориал»
— В 2014 году проводилась всероссийская паспортизация, в рамках которой предполагалось уточнить информацию, внести дополнения и даже поставить на государственный учет вновь выявленные воинские захоронения. Ну и конечно, отредактировать ранее созданные паспорта,— поясняет Михаил Сергеевич.— Есть паспорта и на одиночные воинские захоронения Всехсвятского кладбища. Но содержащиеся в них сведения не соответствуют записям в госпитальных книгах умерших или книгах погребений (сегодня они выложены в Сети в свободном доступе). А они — важный источник, ведь большинство воинских захоронений на кладбищах города Тулы осуществляли именно госпитали. Изучая госпитальные книги, я обнаружил сотни фамилий умерших от ран и болезней военнослужащих, погребенных на Всехсвятском кладбище,— и в таблицах современных паспортов они отсутствуют…
Переславцев объясняет, как это могло произойти: несмотря на нелегкое военное время, работники госпиталей старались воздавать солдатам почести, сохранять и увековечивать их имена. Но прошли годы, могилы поросли травой, деревянные временные таблички с именами пришли в негодность… По халатности или
На сегодняшний день исследования позволили восстановить более 500 «потерянных» фамилий солдат, погребенных на Всехсвятском кладбище. И эта работа продолжается.
Два метода поиска
Михаил Сергеевич подчеркивает: ситуация с тульским кладбищем, к сожалению, типична и для других регионов России. Так же, как и проблема изучения архивов, хранящихся в военных комиссариатах. Работать с этими документами зачастую некому и некогда, они не оцифрованы, от времени бумаги становятся всё менее читаемыми, и есть риск навсегда потерять информацию, которая могла бы прояснить судьбы многих людей.
— В настоящее время проводится выверка именных списков бойцов, погребенных в братских могилах ряда районов Тульской области. Даже первые, предварительные результаты позволяют сделать печальные выводы,— констатирует Переславцев.— О послевоенном перезахоронении останков погибших воинов в укрупненные мемориалы известно очень мало — при этом никаких документальных свидетельств о процедуре перезахоронения в открытом доступе нет…
Михаил Сергеевич объясняет различие между архивными исследователями и полевыми поисковиками. Есть два метода. Первый: от места предполагаемой гибели — к личности военнослужащего, им в основном пользуются полевые поисковики. Другой метод: от личности солдата — к установлению его судьбы, места гибели. Он уверен, что наилучших результатов можно добиться, только если оба метода совместить.
— Поисковое движение — это очень важно, но всегда ли удается идентифицировать останки? Обнаруженная ложка, котелок, нож с фамилией солдата — они могли быть просто подобраны совсем другим воином, убитым через 10 минут или через пару дней боев… А если прочесть записку из пенала невозможно или же при останках вообще ничего не нашли, то значит, этот солдат — неизвестный? И погребен он будет как неизвестный солдат — навечно…
За текущий год, с января по настоящее время, в рамках исследований Переславцеву и его единомышленникам удалось восстановить, а во многих регионах увековечить в граните имена более 1700 «забытых» солдат. Этот список могли бы пополнить имена солдат, погребенных на территории Тульской области. Михаил Сергеевич уверен: если к этой сложной и кропотливой работе подключатся тульские историки, краеведы, волонтеры, процесс пойдет значительно быстрее.
КСТАТИ, Михаил Сергеевич Переславцев предлагает свою помощь читателям «Молодого коммунара» в поисках информации о родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и пропавших без вести. Обращайтесь в редакцию нашей газеты: присылайте имеющиеся у вас данные или приносите лично.