Храм постоянной дислокации
08 декабря 2017 00:00
Автор: беседовала Валентина КИДЕНКО
Фото: автора
Чтобы помолиться в храме
Посещение службы — дело добровольное
Церковь была построена всего за год и освящена в октябре
— Храм полковой, расположен при ППД — пункте постоянной дислокации. Его основные прихожане заняты строевой подготовкой и несением службы, живут по особому распорядку. Как в него вписываются богослужения?
— Пятница — это тот день, когда Божественная литургия служится для личного состава полка, не нарушая его распорядок дня — в шесть утра. Несмотря на ранее время, народу собирается много. Посещение службы военными — дело добровольное, строем ребят никто не водит: кто решил помолиться, тот и идет. Военнослужащие относятся ко всему серьезно, они — не захожане, это прихожане в полном смысле слова, полноценные участники литургии — молятся, исповедуются, причащаются. И конечно, службы проходят в субботу и воскресенье в восемь утра, когда помолиться приходят родственники военных, местные жители. Возрождаем традицию дореволюционных времен, когда при каждой части был полковой храм, где на молитву собирались близкие военнослужащих. Сейчас очень важно показать всем, что храм живой, что он открыт для каждого, в том числе для гражданских людей, которые живут поблизости.
— Как командование смотрит на то, что личный состав полка участвует в богослужебной жизни?
— Все организовано четко,
Помощник командира по работе с верующими
— Полковых священников в штате профильного епархиального отдела не много. В чем особенности такого служения?
— Духовное окормление в армии в России дореволюционной было всегда, сами военные признавали его жизненно необходимым. И сегодня в нашей епархии полковой священник по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия закреплен за полком и обязан повсюду быть вместе с ним, в каких бы условиях тот ни находился: в боевых ли, на учениях, в походах. Его задача — воцерковлять личный состав, преподавать основы православной веры, совершать таинства. Статус священника в армии очень высок, это второе лицо в полку, поэтому у него есть и почти что военная обязанность — помогать командиру соединения. В штатном расписании он так и значится — помощник командира полка по работе с верующими.
— Как появился проект здания, кто его автор и исполнитель?
— Проект типовой, взят из интернета. Нам нужен был храм, в котором можно было бы достойно послужить Богу, который украсил бы город и вместил бы требуемое количество людей. В итоге таким он и получился — вместительным, но не огромным, компактным, но не тесным, современным, но в рамках существующей православной традиции. Доработал проект архитектор Юрий Зарубин. Строительством руководил опытный специалист Александр Попков, ранее уже возводивший храмы в Тульской епархии.
Что касается оформления, то иконы не писаные, это очень хорошая современная полиграфия — наш заказ выполнили в типографии Саратовской епархии. Выбрали наиболее чтимые в воинской среде образы: святой благоверный князь Димитрий Донской, великомученик Димитрий Солунский, святой мученик Лонгин Сотник, пророк Илия, святитель Николай чудотворец, преподобный Сергий Радонежский. Некоторые сюжеты связаны с событиями ХХ века — например, Державная икона Божией Матери, написанная в Первую мировую войну и затем вошедшая в иконописную традицию, иконы нового времени — многофигурные композиции с ликами российских и тульских новомучеников.
А гравировка, чеканка, резьба по дереву, кованая винтовая лестница на колокольню — это настоящая ручная авторская работа группы мастеров из Калужской епархии. Сейчас они делают для нашего храма деревянные скамьи и церковную лавку.
«Богу важно доверять»
— Вы приехали в наш город из Волгоградской области. Что привело вас в Тулу, в этот полк?
— Наверное, стоит начать с того, как я вообще пришел в церковь и стал священником. До 2001 года не думал, что буду батюшкой — представлял себя кадровым офицером, мечтал о «горячих точках». Редко кто обращается к Богу в радости —