Понедельник 09 декабря
Связаться с редакцией

«Надо учиться любить»

Назад

24 ноября 2017 00:00

 0
Религия

Автор: Тамара Головина, Ирина Скибинская

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

«Оправдать сталинский режим нельзя»

Ирина Андреевна:
- В этом году мы отмечаем столетие революции и  столетие начала гонений на Русскую православную церковь. Как это могло произойти в нашей стране и какие уроки надо извлечь из этих событий?

- Лучше всего на этот вопрос ответил святой апостол Павел: когда оскудевает в людях любовь, приходят внешние потрясения. Любовь необходимо ставить во главу угла и в развитии личности, и в развитии общества в целом. А в истории всё циклично. Приходят новые поколения, и каждый раз встает проблема взаимоотношений отцов и детей: дети не хотят учиться на опыте отцов и повторяют их ошибки. Надо учиться любить – и всячески наполнять свою жизнь и жизнь близких жертвенной милосердной любовью, чтобы трагедия не повторилась.
Иван:
- Сколько имён в Соборе тульских новомучеников и будет ли он пополняться?

- В настоящее время 14 имен, но точную цифру сегодня никто назвать не может, до сих пор не все документы раскрыты. Сейчас готовится к изданию книга о тульских новомучениках,  рассказывающая об их житии на основе документов и воспоминаний. А пока вы можете прочитать о тульских новомучениках на официальном сайте Тульской епархии tulaeparhia.ru.
 Марина:
- Сегодня немало людей, пытающихся обелить сталинский режим, в том числе и среди священников. Как вы к этому относитесь?

- Учитывая то, что мы сейчас знаем, в том числе из документов, ставших доступными обществу, оправдать сталинский режим ни в коем случае нельзя. Да, исторически имя Сталина ассоциируется с эпохой Великой Отечественной войны и Победой,  но это не значит, что можно оправдывать сталинские репрессии и предлагать их в качестве фундамента для общественных отношений и строительства новой жизни. У кого-то из священнослужителей может быть другое мнение, но официальной точкой зрения Русской православной церкви считается только то, что говорит Святейший патриарх, Священный синод и Собор.

Не переходить разумные границы

Андрей:
- Всемирной организацией здравоохранения объявлено, что распространение ВИЧ в России уже можно считать эпидемией – по темпам роста заболеваемости мы обошли даже страны Южной Африки. Как вы думаете, все-таки медицина должна заниматься лечением и профилактикой СПИДа или это проблема духовно-нравственная, связанная с невоздержанностью, а значит, медицина бессильна?

- Эта болезнь имеет социальные и нравственные корни. Да, необходимо стараться защитить молодежь от этой заразы, вести молодых людей по пути духовному, уберечь их от такого образа жизни, когда человек руководствуется только животными потребностями. Надо воспитывать молодое поколение так, чтобы оно осознало: в жизни есть не только инстинкты, но и вера, добродетель, традиционные семейные ценности, высокие чувства, творчество, интеллектуальная деятельность.
Врачи, конечно, тоже должны участвовать в просветительской и профилактической работе. Ну а если, к несчастью, человек заразился, заболел, тут уж тем более это поле деятельности для квалифицированных специалистов в сфере медицины.
Светлана Юрьевна:
- Церковь считает аборт грехом, но ведь бывают разные ситуации, например, медицинские противопоказания. А в советские времена вообще о том, что аборт – грех, никто не говорил.

 - Есть одно исключение – когда врачи уверены, что разрешение от бремени неизбежно обернется смертью матери. Во всех остальных случаях аборт – убийство, а это смертный грех. Вы правы, в советские времена большинство женщин об этом не думали, но я уверен, что потом, оставаясь наедине со своей совестью, страдали от того, что совершили. Особенно если в них советский оптимизм сменился христианским ощущением жизни. Что делать? Каяться, просить прощения у загубленного ребенка, у Бога. И стараться делать как можно больше благих дел, прежде всего – заботиться о сиротах, которых у нас еще очень много.
Елена Константиновна:
- В последнее время появились люди, которые, выступая под эгидой православных активистов, начинают гонения на культуру. Пример – фильм «Матильда», который они требовали запретить.

- Ну как можно всё огульно запрещать? Давайте попробуем запретить грех – и что из этого получится? Если вы с чем-то не согласны, можете протестовать, развешивать плакаты, кричать об этом – но не посягать на свободу человека и не переходить разумные границы. Сегодня часто скандал вокруг произведений искусства раздувают  средства массовой информации: что-то сочиняют или преувеличивают. Обратите внимание: официальные оценки Церкви в таких ситуациях звучат предельно корректно, сдержанно и не провоцируют антагонизм.

«Церковь –  это мы с вами»

Елизавета:
- Читала, что только 10–15% детей, воспитывавшихся в детском доме, вырастая, адаптируются к реальной жизни: остальные попадают в тюрьмы, спиваются, погибают. Помогает ли Церковь детям-сиротам? И еще – куда могут обратиться за помощью алкоголики и наркоманы?

- Информация об этой деятельности есть в каждом тульском приходе. У нас существуют центры, специализирующиеся на том или ином направлении. Во Всехсвятском кафедральном соборе – социально-благотворительный центр, в храме Александра Невского – центр помощи алкоголикам и наркоманам. Конечно, мы стараемся помогать детям–сиротам, многие наши прихожане берут детей, лишенных опеки родителей, в свои семьи. Мать игуменья Рождественского монастыря в Горелках воспитывает 12 девочек. Забота о детях, находящихся в трудной ситуации, – прежде всего обязанность государства, но мы не можем весь этот груз на него возложить. Благие дела – важная составляющая часть жизни христианина, а церковь – это не что-то отдельное, это – мы с вами.
Елена Павловна:
- Нужно ли освящать жилище, если дома есть освященные иконы?

- Обязательности в совершении этого обряда нет. Обязательно для христианина – не грешить. Если вы читаете в своем доме каждый день молитвы, Священное писание, то слово Божье всё освящает. Но вы можете освятить свою квартиру, если чувствуете  в этом личную духовную потребность. Главное – чтобы это не было формальным ритуалом.
Александр, Тула:
- Не могу решиться пойти на исповедь: никогда этого не делал, но чувствую потребность...
- Если в вас пробуждается это чувство, помолитесь сначала как следует дома, прислушайтесь к себе. Исповедь нельзя сравнивать с химчисткой или баней – отмылся и пошел дальше собирать грязь... Главное в исповеди – искреннее раскаяние и намерение больше не возвращаться к греху. И понимание, что собственными силами ты сделать это не в состоянии, а Иисус – не просто Тот, без Кого ты не сможешь пройти этот путь, а Тот, кому ты даешь согласие идти вместе с тобой. Если вы раньше не исповедовались, придите в свой храм, побывайте на общей исповеди, почувствуйте, кто из священников ближе вам душевно – и на личную исповедь приходите именно к нему. А потом можно будет попросить у него разрешения на духовную беседу. Постепенно у священника будет складываться пастырское отношение к вам, а у вас – сыновнее.
Татьяна:
- Пыталась много раз поститься – не получается. Работа, дом, дети, ничего не успеваю, перехватываю, что попадется, на бегу. А совесть мучает…

- Если совесть мучает, значит, вы чувствуете, что это отклонение от нормы – то есть грех. Надо расти, подниматься над собой. Суть поста –  в дисциплине воздержания от скверных мыслей, порочных желаний, неправильных поступков, это стремление к разумной достаточности во всем, в еде в том числе.
Александр, Тула:
- Как относится православная церковь к кремированию?

- Если нет возможности погребать на кладбище, церковь не препятствует кремированию тела (на Западе нередко так поступают из-за нехватки земли). Но по глубинному пониманию, тело человека – это храм духа Божия, недаром умершего отпевают, кадят, как иконы, отдавая честь этому храму. Так что вопрос, заданный вами, тонкий: нужно хорошо подумать, как поступить, учитывая в первую очередь волю уходящего в мир иной  человека.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных