«У меня от хамства нет защиты»
24 ноября 2017 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: the-1.ru
Константин ЛЕОНОВ.
Хамство:
тяжёлое наследие или национальная особенность?
Калининградский губернатор на вопрос о том, почему больше не будет компенсаций родителям за оплату детских садов, ответил: «По кочану». Хамство, демонстрируемое в том числе и чиновниками, к сожалению, не новость. Но можно ли его победить? Об этом, а также о том, когда и где вам в последний раз хамили, туляки рассказали «Молодому коммунару».
Лариса Владимировна, преподаватель:
- Я читаю курс «Основы управления персоналом» для студентов специальности «Государственное управление», в нём мы рассматриваем новый тип управленца – эффективного менеджера, обладающего определённым стилем, выдержанного, знающего этику. Об этическом образовании руководителей, да и любых служащих у нас до сих пор, к сожалению, очень мало говорят – далеко не во всех вузах есть такие программы. А они очень нужны, поскольку у нашей страны довольно тяжёлое наследие – долгое время руководителей никто не обучал, поэтому любой человек, облечённый хоть какой-то властью, считал себя буквально повелителем.
Я 22 года работаю в вузе – педагогика, преподавание у меня, можно сказать, в крови, поэтому даже в обычной жизни я стараюсь пусть мягко, но сообщать человеку, если он не прав и ведёт себя неподобающим образом. И уж точно я не пройду мимо студентов, ругающихся матом, – объясняю, что так они унижают в первую очередь себя и хороших руководителей из них никогда не получится.
Борис, предприниматель:
- К сожалению, хамство – настолько обычная вещь, что и не вспомнишь, когда и где тебе нахамили в последний раз. Да вот вчера пошли в госучреждение, чтобы зарегистрировать по доверенности новорожденного ребёнка, наша дочь живёт в Москве. Как выяснилось, сделать это невозможно – нужно приезжать самой маме и привезти малыша. При этом квартиру по доверенности продать можно. Теперь опять придётся ходить, разговаривать с чиновниками, объясняться. Да я и сейчас иду по казённому делу, так что мысленно готовлюсь к худшему.
Чтобы это преодолеть, есть, пожалуй, два способа. Первый – повышать культуру общества, но это общее место и пока здесь не особо видно продвижения. А второй путь – вполне конкретный: платить тем, кто нас обслуживает, не оклад, а некую премию за качество их работы. Я 28 лет в бизнесе и знаю, что когда человеку платишь оклад, он приходит на работу, чтобы просто отбыть свои восемь часов. Когда же существует премирование и депремирование – другое дело. Проверено годами, и не только мной.
Оксана, кассир в кафе:
- Я как раз тот человек, который постоянно общается с клиентами. Работаю в придорожном кафе, и люди попадаются самые разные. Всякого за годы работы насмотрелась и наслушалась, и, что самое удивительное, мне это пошло на пользу – закалило, что ли. Не раз обращала внимание: ребята помоложе из нашей сферы в ответ на хамство клиента сами начинают хамить, а люди более взрослые и опытные стараются сгладить ситуацию или просто молчат. Я как раз из числа вторых, и вообще стараюсь видеть в людях в первую очередь хорошее. В 95% случаев получается, а в остальных пяти я лучше смолчу.
Свой личный способ борьбы с хамством у меня один: я просто не захожу туда, где мне однажды нахамили. Если же это неизбежно, то стараюсь собраться с мыслями и попытаться пережить ситуацию. Главное – самой не раздражаться.
Дмитрий, студент:
- Мне 19 лет, но и я уже не раз сталкивался с бытовым хамством. В большинстве случаев старался понять всю рутину и тяжесть работы госслужащих, а иногда и объяснить, что, несмотря на разницу в возрасте, человек может быть не прав. Самое важное – чтобы люди не молчали и либо ставили на место таких работников, либо обращались к вышестоящему начальству и объясняли ситуацию. Терпеть хамство нельзя, это порождает безнаказанность.
Очень заметен контраст в тех учреждениях, где сотрудников учат и мотивируют, и там, где ничего подобного нет. Надеюсь, что первых будет становиться больше. Но в нашей стране некоторые работают за гроши и в не очень хороших условиях, что не располагает к добродушию. Ситуация изменится только тогда, когда их начальство поймёт, что в подчинении у них тоже живые люди, которые, как и они, должны содержать семью, заботиться о детях.
Наталья Борисовна, пенсионерка:
- С людьми работать тяжело, по себе знаю – всю жизнь простояла приёмщицей в «Тулобл- быттехнике». Такие порой бестолковые приходили… Что греха таить – и сама срывалась. Но первой на конфликт никогда не шла – стояла себе спокойно: ну приняла, ну отдала… Но когда клиенты начинали огрызаться и требовать невозможного – приходилось отвечать. Такое время было. Ты на них – они на тебя. Потом идёшь в магазин, а там ещё порция того же. Но мы молодые были – проще ко всему относились.
Я поэтому сейчас и в поликлинику-то не хожу – врачей боюсь, чтобы лишнего не сказали. А магазины приходится посещать – там всякого наслушаешься, но я с пониманием отношусь, потому что знаю, какая у них работа.
Андрей, работник склада:
- Я всего месяц в Туле, приехал из Смоленска, и могу сказать, что люди у вас добрее. Я пока мало куда обращался, но по общению в обычной жизни вижу, что вроде народ хороший, понимающий, отзывчивый даже.
В родном городе я на чиновников насмотрелся – и по работе, и по жизни тоже. Да разве речь только о чиновниках?! Бывало, сидишь в очереди в поликлинику, талон на приём за неделю взял, а врач проводит без очереди своего знакомого. И ведь не за себя обидно, а за бабушек, которые часами в этих очередях маются. И заявления писал, и к главному врачу ходил, чтобы за них вступиться. Когда пожаловался, очередь вроде нормально пошла, но на следующий день всё было точно так же – эту систему не сломать.
Екатерина, госслужащая:
- Нам откровенно хамит наша управляющая компания. Мы вносим все платежи в срок, передаём показания приборов учёта, а к нам отношение совсем другое: подъезд не убирается, двор – через раз, мусор могут не вывозить неделю. При этом все звонки и просьбы игнорируют, управы на них нет. Кажется, что даже старшая по дому с ними в сговоре. Довели нас до того, что мы написали письмо в прокуратуру – если ни у кого не получается, то, может быть, хоть они смогут что-то с УК сделать.
В данном случае метод борьбы – ужесточение законов и ответственности перед жителями со стороны тех, кто должен их обслуживать. Мы ведь им деньги платим, и в принципе можно выстроить взаимовыгодные отношения. Просто нужно с каждой стороны расставить границы, как я и делаю в своей работе: у меня есть обязанность – проверять работу предприятий и организаций, что я и делаю, исходя из законов и должностных обязанностей. Именно поэтому ни разу не было никаких конфликтов, да и начальство мною довольно.