Нескончаемый мир
14 ноября 2017 00:00
Автор: Тамара ГОЛОВИНА
С раннего детства, как только начала немного осознавать себя, в моей душе, как оказалось — навсегда, поселился «Московский дворик». В старом доме моих дедушки и бабушки в тульском Чулково, утопающем в садах, репродукция этой картины висела в проеме между окнами, как раз напротив диванчика, на котором я спала. И каждое утро, ленясь быстро вставать, я разглядывала через стекло
Позже узнала, что далеко не только мне, а еще поняла то, что художник, обладающий столь чутким душевным восприятием сути русской жизни и природы, не мог быть отстраненным от них. Недаром В. Д. Поленов связал свою судьбу и судьбу своей семьи с одними из самых живописных и трогательных мест средней России — окскими.
Этой осенью отмечается
«Отдать» — пожалуй, ключевое слово, ставшее определяющим для нескольких поколений семьи Поленовых. В усадьбе «Борок», прираставшей Аббатством, Адмиралтейством, Фахверком и т. д. превращалась в реальность идея В. Д. Поленова. Для сельских ребятишек семья устраивала представления, проводила с ними познавательные занятия, и, наконец, для них была построена школа. В наши дни она по инициативе жены и дочери Ф. Д. Поленова, внука Василия Дмитриевича, восстановлена и снова воспитывает в детворе чувство прекрасного, доброго, вечного. Как это было во времена Василия Дмитриевича, который наставлял: «Живите в доме и не рухнет дом»…
Сегодня поленовский мир не ограничен пределами усадьбы. Это действительно мир, давно перешагнувший благодаря подвижничеству семьи пределы тульского края, России. Творчество В. Д. Поленова хорошо известно во многих странах, а в
Наталия Николаевна Грамолина, заместитель директора музея по научной работе, считает, что всё то, что началось 125 лет назад, развивается в духе традиций, заложенных В. Д. Поленовым. Поленовские основы миропонимания, главное в которых — человек и природа, определяют подвижническую деятельность его потомков и сегодня.
Восстановление храма в Бёхово, театра, школы, а теперь еще и создание Благовещенского подворья в Туле — всё это из того же разряда.
В этом сентябре в усадьбе был заложен яблоневый сад, в октябре состоялась конференция «Три века одного музея: 37/101». «37» — это символ трагедии не только семьи Поленовых, усадьбы, но и страны. Родители Ф. Д. Поленова в 1937 году были репрессированы, после войны — реабилитированы, но этот след в судьбе семьи настолько глубок и болезнен, что сегодняшние Поленовы считают своим долгом сделать всё, чтобы не повторялось подобное никогда.
Семья всегда, при любых обстоятельствах умела сохранять достоинство, нести высокую культуру людям, жить по совести. И расширять границы поленовского мира.
Сегодня в Тульском академическом театре драмы — вечер, посвященный