Суббота 14 декабря
Связаться с редакцией

Нескончаемый мир

Назад

14 ноября 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Тамара ГОЛОВИНА

С раннего детства, как только начала немного осознавать себя, в моей душе, как оказалось — навсегда, поселился «Московский дворик». В старом доме моих дедушки и бабушки в тульском Чулково, утопающем в садах, репродукция этой картины висела в проеме между окнами, как раз напротив диванчика, на котором я спала. И каждое утро, ленясь быстро вставать, я разглядывала через стекло преображающийся по велению времен года сад, возвращаясь взглядом к неизменному теплу нескончаемого поленовского лета, уютного уголка старой Москвы, очень доброго и не по-столичному провинциального, чуть ли не сельского. Это утро ничуть не менее стало родным, чем дом, сад, двор и улица детства.

Позже узнала, что далеко не только мне, а еще поняла то, что художник, обладающий столь чутким душевным восприятием сути русской жизни и природы, не мог быть отстраненным от них. Недаром В. Д. Поленов связал свою судьбу и судьбу своей семьи с одними из самых живописных и трогательных мест средней России — окскими.

Этой осенью отмечается 125-летие с того дня, когда семья уже известного художника, академика Российской академии художеств Василия Дмитриевича Поленова — он сам, его жена Наталья Васильевна и старшие дети, Дмитрий и Екатерина, въехали в Большой дом, положивший начало усадьбе. А мысль поселиться в красивых местах на Оке появилась у В. Д. Поленова еще во время поездки из Москвы на юг в 1887 году. Точное место он определил спустя два года, путешествуя по реке со своим учеником Константином Коровиным. Голый песчаный косогор почти напротив города Тарусы, стоящего на другом берегу, Поленов выкупил, разработав проект Большого дома, художественных мастерских при нем и хозяйственных построек, воплотившихся в строения в 1892 году. Объяснял он свое стремление к поместной жизни тем, что хочет привлекательные городские черты — «театры, музеи, картинные галереи хоть в малой степени отдать деревне».

«Отдать» — пожалуй, ключевое слово, ставшее определяющим для нескольких поколений семьи Поленовых. В усадьбе «Борок», прираставшей Аббатством, Адмиралтейством, Фахверком и т. д. превращалась в реальность идея В. Д. Поленова. Для сельских ребятишек семья устраивала представления, проводила с ними познавательные занятия, и, наконец, для них была построена школа. В наши дни она по инициативе жены и дочери Ф. Д. Поленова, внука Василия Дмитриевича, восстановлена и снова воспитывает в детворе чувство прекрасного, доброго, вечного. Как это было во времена Василия Дмитриевича, который наставлял: «Живите в доме и не рухнет дом»…

Сегодня поленовский мир не ограничен пределами усадьбы. Это действительно мир, давно перешагнувший благодаря подвижничеству семьи пределы тульского края, России. Творчество В. Д. Поленова хорошо известно во многих странах, а в музее-заповеднике встречают гостей со всех концов света, организуют выставки талантливых художников, проводят мастер-классы… Самоотверженность его потомков в отстаивании уважения к памяти и наследию художника не раз спасала усадьбу от ликвидации, пожаров, разорения, необоснованных посягательств даже в новейшей России на земли музея-заповедника. Усилиями Ф. Д. Поленова и его супруги Н. Н. Грамолиной усадьба изменила свой статус. Сегодня это — Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник художника В. Д. Поленова.

Наталия Николаевна Грамолина, заместитель директора музея по научной работе, считает, что всё то, что началось 125 лет назад, развивается в духе традиций, заложенных В. Д. Поленовым. Поленовские основы миропонимания, главное в которых — человек и природа, определяют подвижническую деятельность его потомков и сегодня.

Восстановление храма в Бёхово, театра, школы, а теперь еще и создание Благовещенского подворья в Туле — всё это из того же разряда.

В этом сентябре в усадьбе был заложен яблоневый сад, в октябре состоялась конференция «Три века одного музея: 37/101». «37» — это символ трагедии не только семьи Поленовых, усадьбы, но и страны. Родители Ф. Д. Поленова в 1937 году были репрессированы, после войны — реабилитированы, но этот след в судьбе семьи настолько глубок и болезнен, что сегодняшние Поленовы считают своим долгом сделать всё, чтобы не повторялось подобное никогда.

Семья всегда, при любых обстоятельствах умела сохранять достоинство, нести высокую культуру людям, жить по совести. И расширять границы поленовского мира.

Сегодня в Тульском академическом театре драмы — вечер, посвященный 125-летию музея. Он откроется спектаклем по пьесе В. Д. Поленова «Призраки Эллады». Высокая миссия подвижничества, служения искусству продолжает выполняться так, как это видел замечательный русский художник.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных